Интересный Кавказ

Алексей Богорянов
2017-08-26 20:59:46 +0100 79 16 21



Готовим маршруты.

Идея попасть на Кавказ летом, зрела уже давно. Удалось побывать там и весной и зимой, но именно лето, сулило прекрасные виды. Горы покрытые «плюшевой» зеленью, полноводные реки, из-за тающих ледников и перевалы, не столь сложные для проезда летом.

Как всегда, поездке предшествует длительная подготовка. Сбор информации об интересных местах, разработка маршрутов, подготовка техники и оборудования.

Лично мне, очень нравится этот период ожидания. Прокладывая маршруты и читая отчеты людей, ты словно погружаешься в атмосферу гор, перевалов, истории и шикарных видов.

Кое-где, за последние четыре года, мы уже успели побывать, поэтому примерное представление о местах было, но были планы посетить и новые места.

Одним из таких мест, была великолепная по своей красоте и истории Ингушетия. В предыдущие поездки, нам никак не удавалось попасть туда. То времени не хватало, то погода не позволяла, да и маршруты не были проработаны достаточно подробно.

В этот же раз, была собрана подробная информация об одном из интереснейших мест Ингушетии, заповеднике Эрзи, расположенном на стыке Джейрахского и Ассинского ущелий.

Естественно, мы собирались посетить и другие республики Кавказа. Везде хватает интересных достопримечательностей. В числе прочих Кабардино-Балкария (КБР), Карачаево-Черкесия (КЧР), в которой тоже бывали не так часто, как хотелось и, конечно же, Осетия-Алания.

Итак, о планах подробнее.

В КЧР, планировали вернуться в Теберду и прогуляться по берегам очень красивой и бурной, горной реки Улу Муруджу, далее добраться до Бадукских озер, маршрут к которым, оказался довольно утомительным. Ну и попутно, еще раз заехать к одному из самых старых христианских храмов, Сентинскому. А главное, наконец-то осуществить давнюю мечту, попасть на плато Бермамыт, к которому мы так и не смогли проехать, через мертвый город Хасаут (Схауат). Уж очень сложной, оказалась дорога из-за дождя.

Что касается КБР, это одна из самых богатых на достопримечательности и красоты республик. Конечно же, в планах была великолепная по красоте и видам, дорога на Джилы Су, которая приводит почти к подножию Эльбруса, по многочисленным серпантинам и предгорьям. Возвращаясь назад, разведать грунтовую дорогу через с.Кичмалка, до Каменномостского, а там уже и до шикарного водопада Гедмышх не так далеко, попутно, надеялись заехать на знаменитое озеро Шадхурей, где снимали фильм «Земля Санникова».

Так же, давно хотели попасть в Черекское ущелье, оказавшееся одним из самых красивых ущелий, которые нам попадались, особенно удивительные виды, открываются за погранпостом, куда не часто возят туристов. Побывать на перевалах из Верхней Балкарии в сторону Безенги, а оттуда, через перевал Думала, попасть в Чегемское ущелье, в районе древнего селения Эльтюбю.

В очередной раз, заехать на довольно легкий и очень красивый перевал Актопрак, соединяющий Чегемское и Баксанское ущелье и если останется время, разведать маршрут на плато Кинжал.

Ну и наконец, Осетия-Алания! В прошлом году мы лишь слегка прокатились по этой республике и были просто очарованы ее красотами. В этот раз, запланировали проехать основные ущелья Осетии. Начиная с Дигорского ущелья, довольно безлюдного,с его старинными селениями Мацута, Комунта, Дунта. Также, проехать по Транскавказской магистрали, затем через Архонский перевал, попасть в Куртатинское ущелье, оттуда, через небольшие перевалы в Даргавс, минуя известный «город Мертвых» и наконец, печально знаменитое,Кармадонское ущелье.

А там, уже и до Ингушетии рукой подать, достаточно проехать не сложный и красивый перевал в сторону Военно-Грузинской дороги и выехав в районе Чми, попасть на КПП в Ингушетию, которое находиться на въезде в Джейрахское ущелье.

Но это были только планы, много приходилось менять по ходу движения, погода вносила свои коррективы, да и некоторые перевалы, оказались довольно сложны для нашей техники, а рисковать лишний раз, совсем не хотелось, тем более, катались одним экипажем и в случае чего, надеяться можно было только на себя…


Начало.

За пару месяцев, в голове полностью сложилась картинка и карта маршрутов. Конечно же, она была довольно далека от реальности…Мы, жители равнин, глядя на карту местности, с трудом представляем реальность горных маршрутов, с их перепадами высот и сложностью. Но все-таки, важно иметь, хотя бы примерное представление омаршруте.

Базой, в очередной раз была выбрана, давно понравившаяся гостиница под Пятигорском.Тем более, там же, есть отличная и очень не дорогая столовая. От нее, было удобно добираться до точек в КБР и КЧР.Конечно, были планы ночевок в горах, кое-где мы их осуществили, но, к сожалению не везде. Во первых, банально не хватало времени, да и погода стояла уж очень жаркая, доходило до 36 в городе. Пусть в горах и было прохладнее, но вечером, после того как напрыгаешься по точкам съемки, очень хотелось вернуться к цивилизации, особенно манил душ! )

Преодолев 1400км, за 17 часов от Тулы, до Пятигорска и гостиницы, хотелось первым делом принять душ и отдохнуть, так что мы провалились в глубокий сон. На следующий день была запланирована поездка на Джилы Су. Утром, погода благоприятствовала, правда небо было пустовато, но небольшая дымка, над Главным Кавказским Хребтом (ГКХ) давали надежду на то, что все может поменяться. А вот жару обещали не шуточную.

Но нас это не пугало (впоследствии оказалось, что зря ), выехали рано утром, что бы застать красивый восход, хотя в ущельях это довольно проблематично. Вокруг горы и пока солнце покажется над ними, вся красота восхода исчезает. Либо, нужно оказаться на точке, возвышающейся над местностью, что не всегда получается вовремя.

Что такое дорога на Джилы Су? Это, около сотни километров, по серпантинам и перевалам приэльбрусья, проложена она была не так давно. Асфальт, я бы сказал, шикарный (пока).

Причем прокладывали, по очень сложному рельефу, даже не представляю объем и стоимость этих работ. Говорят, тогда планировали строительство военного санатория, но кризис смешал все планы, осталась только отличная дорога.

Наверно, это одна из немногих дорог, проложенных в таких местах. Шикарные виды и хорошая доступность, привлекают большое число туристов. Проехать ее до конца, зимой у нас не получилось, из-за многочисленных снежных переметов, зато весной и летом, с этим нет проблем.

Места красивые. Но вот до конца, мы так в этот день и не доехали. Из-за жары, груза и затяжных серпантинов, машина решила, что нам туда сегодня не надо, похоже, стала греться жидкость в АКПП. Проехали мы около 60% пути и подумав, решили, что надо отложить поездку на другой день, тем более, что небо было пустовато, солнце палило нещадно. Оставив технику отдыхать, пошел бродить по окрестностям, благо снять там, всегда есть что.

Время еще оставалось, и мы решили разведать грунтовую дорогу, через с.Кичмалка до с.Каменномостского, в котором были проездом, в прошлую поездку. А там прохватить, по не так давно проложенной грунтовой дороге, до великолепного водопада Гедмышх (Царский, Тысячи струй, названий для туристов придумали много).

Прошлый раз, не очень повезло со светом, так что это была попытка номер два. Дорога к водопаду, доступна для любого транспорта, кроме небольшого участка, у самого водопада. Там приходится идти пешком, если конечно у вас не полный привод.

Кстати, это один из немногих, действительно красивых водопадов. Он не поражает своей высотой и количеством воды, но сотни небольших струй, стекающих по повисшему мху и растительности, действительно выглядят красиво!

Вечерело, а нам пора было возвращаться на базу, но по дороге было еще одно место, куда давно хотел заехать. Это озера Шадхурей. Как писал выше, именно здесь снимали фильм «Земля Санникова». Довольно необычное озеро, находящееся в почти идеально круглой впадине, с красивым цветом воды. Добраться до нее почти не реально, уж очень круты берега.

Правда побродить там подольше, не удалось, начинался дождь, а дорога к озеру не очень и нам пришлось по быстрому сворачиваться и уже со спокойной душой ехать на базу. Все!Начало нашего тура прошло очень не плохо, несмотря на небольшие проблемы с техникой. Ну, а на Джилы Су, мы решили, что попадем в другой раз, когда погода будет прохладнее. О чем кстати не пожалели, но об этом позже ). А пока нужно скинуть фото и отоспаться. Все-таки, дороги довольно сложные и совмещать драйв и фото утомительно.

На следующий день, маршрут лежал в Черекское ущелье.

Я, конечно, видел фотографии, когда собирал о нем информацию, но не представлял, что места настолько красивы и ущелье, местами, поражает своей глубиной и высотой. Поездка получилась с не запланированной ночевкой и знакомством с местными жителями, которые, как и мы, равнинные жители, с удовольствием выезжают на природу, но только, в данном случае, в горы ). Но, обо всем по порядку.

Само ущелье довольно длинное, с тоннелями и отвесными пропастями, встретило нас пасмурной погодой. Лишь изредка, сквозь прорывы в облаках, показывались вершины и на длинный фокус телевика, удавалось их снять.

Первым, интересным местом по пути, были Голубые озера. Места «попсовые», туристов множество. Всего три озера (еще парочку, можно не считать). Лично мне, понравилось первое или нижнее, расположенное вдоль дороги по ущелью. Остальные два, находятся чуть выше, к ним идет дорога, но ничего особенного они собой не представляют. А вот нижнее озеро, цвет воды имеет необычный и расположено удачно, на фоне ущелья и скал. По берегам куча кафешек и торговых точек с сувенирами. Народ чинно прогуливается, наслаждаясь видами и необычным цветом озера. Глубина его точно, до сих пор не известна, пишуто 200, 225 и даже о 386 метрах.

«Из этого водоема за сутки вытекает около 70 миллионов литров воды. Если учесть то обстоятельство, что в озеро не впадает ни одна, даже самая маленькая река, то можно представить, какой силы и мощи подземные источники его питают, ведь уровень воды здесь всегда неизменный, а температура постоянно держится на уровне 9 градусов.

В озере совсем не водится рыба. Да что там рыба! Из-за наличия в воде сероводорода в этих водах почти нет никаких живых существ. Сама вода голубая и удивительной, просто совершенной, чистоты и прозрачности. К слову сказать, цвет воды в этом водоеме не просто голубой. Он постоянно меняется, переливаясь различными оттенками синего, голубого и зеленовато-изумрудного. Это зависит от времени суток и особенностей освещения. Прозрачность воды такова, что видеть сквозь нее можно на расстоянии от 30 до 50 метров независимо от погодных условий.»

Побывать на озерах, конечно, стоит, особенно, если удастся попасть в режимное время. Да и проехать мимо, нижнего озера не получится.

Далее, туристов обычно довозят до с.Верхняя Балкария. Там показывают остатки старинного аула Кюнлюм и не очень высокие, сторожевые башни Абаевых из камня.

Все это, находится на окраине села где, кстати, можно даже перекусить.

Но до села, вы обязательно будете проезжать тоннель, пробитый прямо в скале, сверху капает вода и вас окутывает приятная прохлада. Он, как бы разделен на две части.

Если интересно, можно выйти на его внешнюю сторону и, надеюсь у вас нет страха перед высотой, увидеть очень глубокую часть ущелья. Да и окружающие это место горы, довольно высоки. Все вместе, производит незабываемое впечатление! Именно здесь, стоя на краю ущелья, очень сильно ощущается ничтожность человека, перед величием и размерами гор и ущелий Кавказа.

Возвращаясь с небес на землю, замечаем, что погода меняется очень быстро. При въезде в Черекское ущелье, небо было затянуто облаками, порой шел дождь. Здесь же, уже периодически проглядывало солнце, но из теснины задувало так, что порой с трудом удерживались на ногах. Ну и на обратном пути, конечно же, попали под хороший такой, проливной дождь. Спрятались в небольшой нише и с удовольствием наблюдали, за меняющимся светом и дышали свежим, горным воздухом, насыщенным ароматами, буйно цветущих в июле, склонов гор.

Теперь подробнее о с.Верхняя Балкария. Находится оно, в довольно живописном месте, не берегу бурлящей реки Черек Балкарский. Когда то давно, многим из жителей селения, да и всему балкарскому народу, пришлось пережить не простые времена. Причем пострадали от репрессий, не только балкарцы, но и чеченцы, калмыки, карачаевцы, ингуши…

Как писал, известный балкарский поэт Кайсын Кулиев:

«Восьмое марта, где ты, праздник чудный.
Когда приносят женщинам цветы?
Балкарские селения безлюдны…
О что страшнее этой пустоты!
Пришел не праздник – день пришел бессонный.
Балкарским детям не забыть вовек
Холодные и смрадные вагоны
И мартовский – в слезах кровавый – снег.»

«Вот так, праздничное для всех 8 марта для балкарского народа превратилось в День памяти жертв депортации. Был 1944 год, шла война, все дееспособное мужское население было на фронте, поэтому основными жертвами выселения стали старики, женщины и дети.
В одночасье люди лишились всего. Буквально за сутки опустели села. Всех погрузили в эшелоны и отправили в долгую ссылку. Многие умерли еще по дороге, не выдержав нечеловеческих условий, в которых перевозили депортированных. Много балкарцев не смогло адаптироваться, будучи уже на новом месте жительства. И только, спустя долгих 13 лет, им было разрешено вернуться на Родину.»

Но, не смотря на все эти события, народы Кавказа, сохранили традиции гостеприимства. В любом селении, всегда помогут информацией и подскажут дорогу. Ну а если, вы вдруг окажетесь в гостях, вам окажут радушный прием и непременно накормят и напоят.

Что же касается самого селения, оно не большое, дальше, через несколько сот метров, располагается КПП, пропускают только по паспортам РФ или если вы иностранец, то нужен пропуск из ФСБ. Но нам, пока, туда не надо ). Наша нить маршрута, лежит на перевал из Верхней Балкарии на Безенги. Нет, можно конечно туда проехать и по вполне комфортной асфальтированной дороге. Но, мы же не ищем легких путей…

Черек Балкарский, сильная и мощная река, стоя на бетонном мосту, даже чувствуется вибрация. После дождей вода мутная и грязная, но буквально через пару дней будет прозрачной.

Проезжаем мост и двигаемся на перевал, перевал Школьный (Курноят), от Верхней Балкарии до Безенги. Туда туристов уже не водят, он считается одним из самых сложных, для авто, перевалов на Кавказе. Движемся через узкие улочки селения и наверх, в горы, местные жители с удивлением смотрят на чужую машину, видно не часто здесь бывают заезжие путешественники, но дорогу подсказывают ). С верхних точек, открываются изумительные виды на само селение и горы позади него. Тем более, солнце начинает потихоньку садиться, проглядывает голубое небо, а свет отлично подсвечивает скалы..

Двигаемся все выше и выше. И вот, уже открывается изумительный панорамный вид на Черекское ущелье и само селение Верхняя Балкария. Вдали, виднеются заснеженные вершины, а внизу, практически альпийские луга. Справа и слева возвышаются горы, дорога уводит все дальше и дальше.

Мы продолжаем двигаться вперед, на одной из полян, на склоне, видим палатку и отдыхающих. Иду знакомиться и пытаюсь узнать дорогу, но они плохо знают местность, сами из Нарт Калы и приехали на шашлыкинг, отдохнуть на природе ). Но говорят, местные рассказывали, что перевал, после дождей, не проехать и приглашают переночевать с ними, если мы не его не осилим. Я решаюсь все же проверить дорогу, мы едем дальше. Это сейчас я понял, что это один из самых сложных перевалов Кавказа, а тогда, мы были в блаженном неведении, но увидеть хоть краешком глаза, эти места хотелось ). Преодолеваем небольшие ручьи, стекающие с гор, после дождей и пару мелких мостов через реку, текущую по ущелью. Солнце почти село, но на небе еще остались остатки закатного цвета. Останавливаюсь поснимать речку на фоне гор и красивого неба.

Солнце спряталось за горами, а дорога становится все интереснее, уклон круче и приходится быть очень внимательным. Виды конечно замечательные, нужно преодолеть брод, причем, не просто так. Подъезжаешь к довольно бурной речушке, проверяешь глубину, затем перебираешься на ту сторону, по скользким камням и в сумерках, то еще удовольствие. Спросите зачем? А потому, что во многих местах, особенно в районе высокогорных пастбищ, стоят самодельные ворота. Это не значит, что проехать нельзя, это пастухи сооружают их для того, что бы скотина не разбредалась. Главное, уж если вы их открыли, не поленитесь закрыть, все-таки пасти и ловить скот, работа трудоемкая. Вот и пришлось открывать ворота, возвращаться, а уж потом ехать. И, то же самое, в обратную сторону. Мы уже видим заснеженные верхушки гор, а дорога становиться довольно сложно проходимой для нас, тут нужна другая техника. Особенно опасны огромные булыжники, летят в стороны только так. Да и вода стекающая сверху, размыла тропу и уходит куда то в недра дороги.Становится почти темно, в такое время преодолевать бездорожье уже опасно, тем более мы в полном одиночестве, а серпантин дороги уходит все выше и выше и становиться только хуже. Да и снимать в таких условиях, просто некогда.

Решаем возвращаться, зато теперь знаем на что рассчитывать ). Уже сумерки и где то далеко внизу, мерцает огонек гостеприимных балкарцев. Нам, туда добираться еще почти час. Местами камни и галечник несут машину боком, острые ощущения, но понемногу мы приближаемся к огню. В общем, благополучно спустившись, ночевали мы в хорошей и гостеприимной компании, разговоры были долгими и интересными, а шашлык был вкусный ). Наверно именно так, лучше всего познавать обычаи и жизнь других людей. Так сказать, из первых рук.

Проснувшись под утро, решаем двинуться дальше по ущелью, мимо погранпоста, который находится после с.Верхняя Балкария. Несколько утренних фото ).

Спуск, с места стоянки, до асфальтированной дороги, идущей вдоль ущелья, проходит довольно быстро. По дороге, освежились в горной реке, проехали селение, еще немного и мы на КПП. Проверка документов, открытый шлагбаум и вот тут, открываются масштабные виды на снежные вершины, покрытые соснами, цветущие луга и неимоверных высот, горные водопады. Солнце палило нещадно, свет был очень жесткий, но, не смотря на это, виды были захватывающими. Все-таки, июль в горах Кавказа, очень красив! Особенно сильное впечатление, производил контраст сильной жары (+36) и снежных вершин с ледниками.

Местами, на отвесных скалах видны какие-то темные потёки. Так как в лесу выше,растет много сосновых пород, мы решили, что это смола с деревьев течет вниз. На ярком солнце она поблескивала и в сочетании с лесом и огромными, высохшими деревьями, попадающимися иногда, все выглядело очень необычно. Снежные вершины нависали над нами, а дорога вела все выше и выше по ущелью. Пока не закончилась крохотной стоянкой на склоне горы. Дальше вела небольшая полка, ехать по которой было можно, но ощущения от высоты были слишком острыми. Местами, нужно было преодолеть завалы из камней, вперемешку с глиной. Так что мы оставили машину и пошли вперед, на разведку. По дороге встречалось много ручьев, стекающих с гор, некоторые приходилось преодолевать вброд.

Туристов не видно, да и вообще, места довольно безлюдны. В основном местные, на лошадях и нивах. Практически везде, с гор стекают огромные водопады. Целый день мы бродили, по дальним уголкам ущелья, по огромной Штульской долине, находящейся в самом конце ущелья.

Это цветущая долина, где всегда тепло и солнечно, — излюбленное место стоянки туристов. Ее со всех сторон окружают горы, из грота ледника Штулу вытекает речка Кара-Су, есть здесь и нарзанный источник. Из живности, можно увидеть настоящих туров и грифов-ягнятников, давно исчезнувших в Западной Европе. Красоты и масштабы, невозможно описать словами.

Поэтому, пусть будут фото.

Впечатлений много, карты памяти забиты, честно говоря, даже немного устали, от всех этих красот, с непривычки. Пора трогаться на базу, все-таки пару дней по горам с перевалами, фото сессии и бессонная ночь, дают о себе знать. Усталость приятная, дорога не длинная и вот мы на базе. Завтра нас ждут Бадукские озера, в КЧР и мы, еще не знаем, насколько будет труден день ). Все! Спать!

Продолжение следует...

 Кавказ  путешествия  горы
79 просмотров 16 комментов 21 оценка

КОММЕНТАРИИ 16 Чтобы писать комментарии, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
ProtoPlex 2017-08-30 22:29:44 +0100
Чума!
Алексей Богорянов 2017-08-30 23:19:26 +0100
@ProtoPlex, Спасибо, Жень! Жаль, в журнал толком никто не заглядывает )
ProtoPlex 2017-08-30 23:40:00 +0100
@Алексей Богорянов, временное явление. Побольше таких фотоотчетов и дело пойдет в гору!
Алексей Богорянов 2017-08-30 23:52:10 +0100
@ProtoPlex, Будем надеяться ). Кстати, спасибо за довольно удобный интерфейс, для написания статей.
Анатолич 2017-08-31 10:05:41 +0100
Интересно у тебя получается!!!
Алексей Богорянов 2017-08-31 10:11:22 +0100
@Анатолич, Спасибо! Надо закончить вторую часть )
aller 2017-09-01 16:57:05 +0100
Интересно с Вами путешествовать! Чудесные фотографии, будто там побывала! Алексей, сколько гигов отсняли, сколько батарей и карт памяти брали с собой?
Алексей Богорянов 2017-09-01 17:21:17 +0100
@aller, Спасибо! Рад, что понравилось!
Снимал много, но гораздо меньше чем раньше ). Меньше стало "пустых" кадров. В общей сложности, где то около 250 гигабайт, плюс видео, гигов 150, на ГоПро. Батарей много, 6шт для Соньки и 3 для Никона. Плюс куча зарядок и 2 внешние батареи по 20000 милиампер, для зарядки, когда с электричеством совсем плохо).
Самое сложное, это не начать жать на кнопку, снимая все подряд. В некоторых местах, просто умопомрачительные виды были. Тогда сажусь и просто смотрю, получаю удовольствие, а уж потом снимаю..)
Вообще, осенью хочу съездить в фототур, думаю виды будут изумительные, особенно в Ингушетии
https://www.facebook.com/events/1825747450980984/?acontext=%7B%22ref%22%3A%2223%22%2C%22action_history%22%3A%22null%22%7D
aller 2017-09-01 20:51:43 +0100
@Алексей Богорянов, Удачи Вам, хорошей погоды, новых шедевров!
Sixten 2017-09-01 18:29:33 +0100
Просто грандиозно, Алексей! Завидую белой завистью! И впечатления, и снимки! Все на высоте! ))) В прямом смысле!!!
Алексей Богорянов 2017-09-01 18:55:34 +0100
@Sixten, Благодарю, Сергей ). Приятно! Пошел вторую серию заканчивать )
lora_pavlova 2017-09-02 15:08:55 +0100
Читается легко,как приключенческий роман :)...Фото хороши!...
Спасибо,Алексей,что поделились впечатлениями и жду продолжения !
Алексей Богорянов 2017-09-02 16:08:06 +0100
@lora_pavlova, И Вас благодарю за интерес!
Геннадий Мещеряков 2017-09-07 21:11:46 +0100
Здоровски всё! Очень!
Николаичь 2017-11-05 10:48:49 +0100
Замечательное путешествие и прекрасный рассказ! Прочел на одном дыхании!! Несколько вопросов.. Не совсем понятно доехали до Безенги или нет,можно ли ехать дальше села Верхняя Балкария,нужен ли спец.пропуск или просто паспорт? На какой машине ездили? И ждем продолжения!!!! Приятных путешествий!!
Алексей Богорянов 2017-11-05 19:36:22 +0100
@Николаичь, до Безенги, через перевал, не доехали, дорога была экстремальна, тем более ночью. Дальше Верхней Балкарии ехать можно и нужно, там самые красоты... Нужен только паспорт, если вы гражданин РФ. Машина Хонда Пилот, немного лифтованная. Приеду с Крыма продолжу. Рад, что понравилась писанина, спасибо!)