Про солнечный свет…

Геннадий Мещеряков
2015-06-03 10:36:34 +0100 926 20 21

фото: Вечерние пляски.

Часто, глядя на фотографию, мы видим очень красивый свет, или световые узоры, которые дополняют снимок, заставляют нас зрителей любоваться, задержаться, разглядывать и произносить частенько: «волшебно…». 

Игра света - действительно волшебство. Увидеть такую игру - дорогого стоит. Часто в нас перевешивает стереотип, что солнечный свет - враг. И при выходе «в поля» для съёмок многие проходят мимо «солнечных лучей». Каждый должен сам понимать, что категоричности к солнечному свету - «враг» или «друг» никак не должно быть. Потому как здесь всё очень индивидуально. Есть чувство вкуса, взгляда, гармонии, креатива, форм и цветов, есть чувство меры. Всё это очень сильно влияет на конечный результат в снимке.


Под понятием световые узоры имеется в виду отражающие солнечный свет объекты, находящиеся в кадре, точнее их блики. При удачном снимке мы называем их боке. Блики могут быть разных цветов и форм. Под красивым светом подразумевают сам солнечный свет, который заполняет кадр. Его сила и тональность зависят от окружающей среды, в которой он находиться или через которую он проходит. 

фото: В брильянтовом царстве

.

фото: В затопленных берегах.

фото: Найдёныш

фото: В мистическом тумане...

Световые узоры и сам солнечный свет очень сильно влияют на кадр, так как они могут иметь разную тональность, яркость, размеры. Они влияют на композиционное решение и даже способны создавать иллюзию динамики.

Понимание и использование солнечного света при съёмке дают очень интересные кадры. В общем агитировать вас за создание волшебных кадров не будем. Все и так их хотят и желают.

                                                        фото: За пределами Тентуры...

Первое, что надо попробовать - это не пройти мимо солнечных лучей, которые разыгрались, где-то в затерянных уголках природы. Такие места просто увидеть, если не спеша и с достоинством вышагивать по лесу (сосновому, лиственному, или смешанному), и смотреть в теневые зоны ( под куст, под дерево, возле пня какого, ну… в общем понятно..), и если вы увидели, что теневую зону где-то нарушают солнечные лучи, припадайте коленями с последующим прилеганием у это интересного места, и рассматривайте всё глазами и в видоискатель камеры. 

фото: Этюд с пнём. (Удмуртия)

Поверьте в большинстве случаев, в таких местах, будет волшебство. А если вы ещё видите и понимаете, каким будет ЗП, общую тональность будущего кадра, правильный ракурс, композицию…ммм, счастье вам гарантированно! Про настройки камеры умолчим (это другая тема, которую вы уже обязаны знать).

Второе, что надо попробовать - это расположить себя любимого (ую) со своей не менее любимой камерой относительно солнечного света, относительно выбранного сюжета, относительно тени и света. Остановимся чуть подробнее.

Относительно солнечного света, понятие достаточно общее. Возьмем за основу, что вы и камера одно единое целое (друг без друга не можете сделать кадр), так вот, вам надо попробовать расположить себя под правильным углом относительно солнца. Под правильным углом…это значит попробовать разные углы к солнцу. И посмотреть, как влияет на будущий кадр солнечный свет. Не забывайте, что в разное время суток солнце разное, это связано с движением Земли вокруг Солнца (см. школьный учебник по астрономии). Свет разный, и разный в разных сторонах от объекта съёмки.

фото: Ловить лучи...

Надо так же понимать, что на снимки влияет попадание солнечного света, точнее - на переднее стекло объектива, и соответственно под каким углом эти солнечные лучи попадают. При разных углах попадания будут разные снимки. Не забывайте при этом о своём чувстве вкуса и меры. 


Попробуйте теперь снимать свой найденный сюжет, расположенный в солнечном свете, но когда передняя линза в тени. Снимок, будет другим. 

Поиграйте солнечным светом! Попробуйте поснимать с разными углами падающего солнечного света или найти ту тонкую грань солнечного света, которая граничит с углом расположения объектива, относительно объекта съёмки. Экспериментируйте! 

фото: Они уже здесь...

В этом вопросе вообще не может быть советов. Пока сам не попробуешь, не поймёшь. Только практика и эксперимент, помогут вам в этом!

Ещё, если вам нравится фотографии ЧБ, то в солнечном свете, могут получиться очень интересные снимки. Переведите камеру в монохромный режим. Снимайте! С разных ракурсов и углов, как к солнечному свету, так и снимаемому сюжету. Порой даже прямой, агрессивный солнечный свет на объекте съёмок, даже если есть блики, может создать интересный ЧБ кадр. Блики и могут стать тем украшением снимка, бокешками, которое притягивает взгляды.

В большей степени рекомендуем не лениться и снимать рано утром, когда солнце только – только всходит. В это время солнечный свет находится под самым выигрышным углом для съёмок, можно сказать, скользит по земле. Это в большей степени и называют контровым светом. В это волшебное время солнце освещает (подсвечивает) такие макро-тайны, которых вы можете и не увидеть ни когда. 

фото: Китайские мотивы.

Такое таинство природы и солнечного света длится достаточно не долго, несколько минут. Но поверьте, эти минуты просто волшебны, и ради них стоит встать пораньше и встретить рассвет на природе. Хотелось бы дать небольшой совет, если вы не встретили достойного сюжета и пока его проискали, или не увидели, а солнечный свет стал агрессивным – не расстраивайтесь, радуйтесь, что нашли сюжет, и следующим утром – снимайте. Конечно, если сюжет статичен, и сильно не изменится. Но это уже другая история. 

Важно - очень сильно влияют на «солнечный» кадр настройки вашей камеры.
Это диафрагма, выдержка, экспозиция, ББ.

Мещеряков Геннадий 03.06.15.

 свет  макро  солнце  блики  боке  воронеж
926 просмотров 20 комментов 21 оценка

КОММЕНТАРИИ 20 Чтобы писать комментарии, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
lakoshka 2015-06-03 13:45:45 +0100
Никогда не увлекалась макросъемкой...... Да и объективов нет подходящих... Но вот читая Ваш, Геннадий, журнал и любуясь на Ваши снимки..... как то даже захотелось.....))))))
Обязательно пишите еще!!!!!! Это очень интересно!!!!!
Владимир. 2015-06-03 14:07:23 +0100
Сама тема Уроки фото очень полезна на этом сайте я очень рад что она уже заинтересовала пользователей. Автору желаю творческих успехов.
Станислав 2015-06-03 16:09:49 +0100
Увлекательнейшая статья. Прочитал залпом. Бесспорно это бесценный материал особенно для начинающих фотографов работающих в данном направлении. Всегда с уважением относился к тем, кто изящным образом может открыть маленький мирок в большом мире и пригласить желающих в него заглянуть.
Геннадий, ваши работы прекрасны. Они являются отличным стимулом для творения.
В ожидании новых статей:)
Птаха 2015-06-03 21:04:43 +0100
Гена!!!! Как хорошо и доброжелательно написано! Спасибо! Такие статьи просто вдохновляют)
Lina 2015-06-04 10:11:28 +0100
)) Сказочно и показал, и написал, Гена! И вправду, такие вот статьи дают стимул и толчок искать что-то новое для себя.. ) Спасибо, ты не зря потратил своё время!
Геннадий Мещеряков 2015-06-04 21:49:15 +0100
Спасибо друзья! Очень рад вашему вниманию! И в двойне рад, если помут мои скромные советы! Если есть вопросы по макросъёмке, очень буду рад ответить на любые! )
Фархат 2015-06-04 22:35:23 +0100
Душевно! Хочется пробовать и учиться! И ведь ехать далеко не надо!
Поручик 2015-06-10 15:33:43 +0100
Познавательно!
Vladimir Piter Sky 2015-06-15 23:05:51 +0100
Геннадий! Было бы здорово (хоть на примере первого кадра - достаточно часто повторяющегося по сюжету и интересному свету) рассказать на каких настройках снято, с какого расстояния, в какое время, где и как был источник света, показать настройки разделов Камера РАВ или Лайтрум при проявке, а так же в общих чертах описать финишную обработку, способы борьбы с шумом, способы повышения детализации и способы размытия характерные конкретному кадру. Это даст толчок поискать схожие сюжеты, попробовать Ваши настройки, свои, Вашу проявку, свою. Творческий процесс будет запущен и наверняка будет обратная связь с предложениями еще как-то улучшить визуализацию какими-то способами.... А этот пост можно считать введением в обучение. Спасибо.
Геннадий Мещеряков 2015-07-06 10:35:25 +0100
Если про ландыш, то …
Снимок сделан камерой Nikon D 800.
Объектив - Carl Zeiss Makro-Planar T* 100mm f/2 ZF.2
Время съёмки 22ч 06м, вечер. Свет контровый, солнечный. Других источников света нет.
Вот из эксифа:
ББ – ручной, F – 2, экспозамер – матричный, выдержка 1/800с, цветовое пространство – sRGB, вспышки – нет, фокусное расстояние 100мм, iso – 100, светосила – 2, контраст – обычный, экспокомпенсация - -1ш, приоритет диафрагмы, насыщенность – высокая, резкость – повышенная.
Снимаю в РАФ, конвертирую в ФШ-5. Сам снимок практически не обрабатывал в ФШ, стараюсь снимать сразу более менее нормально (для меня))). С шумами не борюсь, при iso 100 – их практически нет. Размытия в ФШ не делаю. Все размытия добываются))) при съёмке, это результат работы очень многих слагаемых при съёмке (оптика, ФР, свет, ЗП, ПП, и прочая). Лайтрумом не пользуюсь.
Детализация, зависит от многих параметров, основными являются - матрица камеры, свет, размер объекта, баланс ББ, это если в кратце.
Расстояние до объекта примерно метр.
Для меня, если снимок требует больщой работы в ФШ – я его выкидываю. В конверте ФШ, в основном я могу чуть поправить ББ, резкость малость, свет, контрастность, чуть поиграть со всеми этими инструментами, но не более 2-3 минут максимум.
Больше практикуйте, экспериментируйте и анализируйте отснятое.
Камеры и объективы очень индивидуальные. И настройки очень индивидуальны и индивидуальны к условиям съёмки того или иного сюжета, потому как много влияния оказывает окружающая обстановка при съёмке и многие её параметры.
migratorio 2015-06-21 23:17:27 +0100
Я не макрушник, но прочитал с большим удовольствием! Вот дождусь пенсии и тогда... :)) Спасибо, Геннадий!
Vladimir Piter Sky 2015-07-06 11:01:37 +0100
Я тоже не макрушник, но пару стереотипов буду рушить. Например не стараться снять подобное на максимальных ФР, таких как 200, 300, 500, а чаще использовать макро объектив.
Кстати ничего не было сказано про отражатели, штатив, предподъем зеркала....
Геннадий Мещеряков 2015-07-06 11:48:48 +0100
"Кстати ничего не было сказано про отражатели, штатив, предподъем зеркала.... " - я написал только про то, чем пользуюсь! Этими нужными вещами я не пользуюсь, хотя они у меня есть. Пользую только солнечный свет. Про РФ... 300, 500, макро снять крайне трудно, и подобное макро ими не снять! Я такими стёклами, по ФР, не снимаю. И макро стекол с 300, 500 ФР нет ни у одного производителя (есть только на 200), хотя может и на 300 кто и сотворил из производителей. Самые популярные макро стекла с ФР от 100 до 150. Сам я, 200 не снимал, хватает того, что у меня есть, что бы сойти с ума в макро.))) Стереотипа про макро съёмку с объективами 300, 500 у тех кто специализируется на макро -нет, этот стереотип может быть только у людей далёких от макро съёмки.
Vladimir Piter Sky 2015-07-06 12:11:11 +0100
Я имел в виду что цветы/первоцветы (ведь начал разговор про первый кадр и только его имею в виду) не так малы, как жучки-паучки и зачастую снимаются (для красивого боке) на больших ФР обычными (не макро) объективами. Я только про это.
Геннадий Мещеряков 2015-07-06 12:17:38 +0100
Ну-да, ну-да! Цветы в большей степени получаются художественней если их снимать макро стеклами, которые фиксы, и которые светосильные.))
lYUDAFOTO 2015-09-23 17:42:50 +0100
Это точно. К примеру : SIGMA 150 2.8 VR
Ирина 2015-09-23 22:10:48 +0100
Спасибо,Геннадий,очень полезная и интресная статья и добавила в закладки!
Геннадий Мещеряков 2015-09-23 22:13:54 +0100
Спасибо Ирина! Радостно мне и приятно.
Ирина 2015-09-23 22:17:33 +0100
неожиданно просто наткнулась здесь на эту страницу!
antip49 2015-07-10 21:37:47 +0100
Очень интересно!