Прогулки по России. Записки пассажира. Взгляд сквозь объектив

antip49
2016-01-11 16:11:44 +0100 423 15 10

В середине 60-х (школьные годы), ежесуточный пассажиропоток составлял около 2-х млн чел. Цифра казалась фантастической! Сегодня – это более 6,5млн. Такую людскую массу метро глотает и выплевывает, перемалывает и растворяет, аннигилирует и формует!

Как еда ты, возможно, совсем неплох,
А метро как большое животное.
Выход там выдох, а вход – вдох.
Дыхание потное

Люди, когда их много – как в тесте,
В этой массе не повернуться кругом.
Засасывает людей в одном месте,
Вываливает в другом

Какие-то части - локоть, бедро,
Все цвета в темноте блеклые.
И люди, переваренные метро
Еще теплые (Олег Ельников)

Метро как театр начинается с эскалатора. Сложнейший комплекс.   Говорят: «Не подмажешь – не проедешь!». Обычный пассажир и не догадывается, что внизу под его ногами огромные машинные залы с колесами и шестеренками редукторов, цепями и приводами, где все крутится, гудит, стучит и скрипит. Там внутри, под плафонами по всей длине проходить узкая лестница с хлипкими тросами или прутками вместо перил. С двух сторон в противоположные стороны бегут цепи, перевернутые ступеньки с колесиками на направляющих, резиновые перила и пр. Голова кругом! Ощущения не для слабонервных. И всю эту адскую машину надо обслуживать: мыть, проводить замену изношенный узлов, смазывать… Приводом служит по конструкции «велосипедная», но многотонная, цепь Галя, каждый узел которой весит более десятка кг. По стуку и вибрации ступенек научился оценить степень износа и опасности.

Нам шагать по лестнице
Незачем с тобой –
Лестница-чудесница
Бежит сама собой.(Е.Я.Тараховская).

Подземными дворцами по праву называют вестибюли большинства станций московского метро. Возможно, я не прав, но за границами бывшего СССР такого нет. Этим «знай наших», Сталин решил удивить весь мир и задал планку  эстетического образа советского метро. В разработке художественного образа принимали участие виднейшие архитекторы и художники России. Не случайно московское метро входит в обязательную экскурсионную программу российских и зарубежных туристов.  Здесь есть чем полюбоваться. От помпезных сталинских до утонченно художественных современных станций.

"Графика метро". Дизайн потолка на ст. «Трубная»

Вместе с тем под землей имеются свои хрущебы. Это, похожие друг на друга, облицованные простым (как в туалетах) кафелем станции типового строительства: «Преображенская», «Щелковская» «Первомайская» и др. Первоначально многие из них были закатаны в асфальт, что подчеркивало минимализм того периода.

Как и наверху по некоторым станциям прокатилась череда переименований. Больше всех «повезло» ныне «Партизанской», которая до этого была «Измайловской», «Измайловским парком» в той или иной последовательности. Соседняя «Семеновская» (по знаменитому селу, где родилась петровская гвардия) была «Сталинской».

«Семеновская», бывшая «Сталинская». Не правда ли напоминает мавзолей?

«Кропоткинская» первоначально планировалась как «Дворец Советов». Любопытно, что, в фундаментном пространстве взорванного под эти цели храма Христа Спасителя долгие годы функционировал открытый круглогодичный бассейн «Москва» - одно из любимейших мест времяпрепровождения москвичей. В те времена, когда тридцатиградусные морозы в Москве были не редкостью, в бассейн было не прорваться. Очередь в кассу начиналась от крайнего вагона метро и уступала по своей длине разве, что очереди в мавзолей Ленина.

Любимые для большинства москвичей станции: «Новослободская», «Комсомольская», «Маяковская» и «Кропоткинская», "Киевская", «Площадь революции» и др. Интересно, что «Кропоткинская» оформлена по типу египетской подземной архитектуры. При строительстве «Маяковской» при отделке впервые применена нержавеющая сталь, а «Новослободской» - стекло. Эскизы витражей создавал знаменитый П.Корин. Несколько лет мой почти ежедневный маршрут пролегал через эту станцию, не уставал восхищаться её красотой.

«Новослободская». Витражи в виде перьев жар-птицы созданы по эскизам Павла Корина.

Мифы, легенды, поверия и обычаи московского метро – особая, интереснейшая глава москвоведения. Так, говорят, что проектируя ст. «Маяковская», архитектор А.Н.Душкин для остроты вдохновения читал исключительно стихи поэта, и слушал музыку Баха и Прокофьева. Где-то читал, что станция, находящаяся непосредственно под концертным залом им. Чайковского, своими металлическими конструкциями, напоминающими органные трубы, резонируют с органом концертного зала, что придет инструменту неповторимое звучание. Металлоконструкции, в свою очередь, служат звукопроводами, благодаря им орган слышим глубоко под землей.

«Маяковская» с органными трубами. Уникальный проект станции в 1938 году получил Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке.

Еще одна легенда. Взгляните на панно, что на ст. «Киевская» Арбатско-Покровской линии, на котором изображено народное ликование по случаю 300-лелия воссоединения Украины с Россией.

По одной из версий центром композиции была не танцующая украинка, а изображение Сталина. Попробуйте представить его в белом кителе, хромовых сапогах с обязательной трубкой и, думаю, вы согласитесь, что такое решение выглядит более естественным и гармоничным. Тем более, что тема Сталина в народной среде, купающегося в любви и ликовании - одна из ходовых и испытанных не только в изобразительном искусстве, но и в кино. Вспомним фильм «Взятие Берлина». В хрущевские времена после ХХ-го партсъезда панно было отцензурировано и реставрировано.

Есть в метро и свой поезд-призрак, «курсирующий» по кольцевой линии. Безусловным лидером по части легенд и мистики является станция «Площадь революции» с ее 76-ю бронзовыми скульптурами (по 4 каждого вида). Выполненные мастерски, скульптуры М.Манизера создают потрясающим эффект взаимного присутствия в единой пространственной среде. Людская молва давно сделала многие из скульптур объектами поклонения и проводниками мечтаний. Редкая молодая женщина, желающая ребенка, пройдет мимо композиций с ребенком, не прикоснувшись кончиками пальцев к ногам младенца. Если потереть маузер у чекиста – то день в финансовом и деловом отношении должен сложиться на редкость удачно. Отправляющимся на свидание рекомендуется тронуть туфельки бронзовой барышни и т.д.

"Материнский капитал".             "Орудие бизнесмена"

Самая любимая - собака пограничника. В мои студенческие времена считалось, что она обеспечивает успешную сдачу экзаменов. Не знаю, так ли это, но мне кажется, что к этой грозной псине приходят все и по любому поводу. Не редки очереди!

"Подари нам счастье, собака! "

Метро не только транспорт, но и место встреч, расставаний и приключений. Приключение, повернувшее мой жизненный уклад произошло со мной, когда однажды, несколько лет назад довольно поздним вечером я возвращался домой по филевской открытой ветке. На одной из станций деловой походкой, цокая когтями, в вагон вошла здоровенная грязная лохматая дворняга. Без раздумий глубоко и с грустью вздохнув, она по хозяйски улеглась на мягкой лавке, прижалась мордой ко мне. Её выбор не удивил и не напугал меня. Проехав несколько остановок, двортерьер также неожиданно встал, вышел на «Киевской» и деловым шагом отправился, по видимому, по давно испытанному маршруту в сторону вокзала, где под каждым ей лотком был готов и стол и дом… Как жаль, что при мне было фотоаппарата! С того дня этот инструмент входит в мой ежедневный, давно сформированный, джентльменский набор.

"Картинки дня".                                         "В метро не знакомлюсь"

"Луч света"

Дальнейшее повествование не однозначно и скорее относится к опыту дилетанта, не расстающегося с фотоаппаратом, как Боярский со шляпой. Для ежедневных деловых, развлекательных и пр. турне, я предпочитаю мыльницу. По моему, охотиться в метро с зеркалкой все равно, что на танке в лесу гоняться за зайцем. Испытал несколько машинок, каждая из которых имеет свои proetcontra. Как большинство начинал с 5-ти Мпикс. Потом долго использовал CanonG9 и G11, имеющие приличный дальний фокус, но сильно шумящие при ИСО более 200. Компакты беззеркалки со сменной оптикой заманчивы, но длинный постоянно, торчащий объектив, сводит на нет их «малоформатность». Топовая, еще пару лет назад, SonySyberShotRX100 отлично умещается в кармане куртки или пиджака. Имея на борту крупную матрицу, она, по мнению экспертов, является достойным конкурентом бюджетных зеркалок. Цейсовский объектив способен «открывать рот» на f1/8- 2,8 во всем фокальном диапазоне, но коротковат на дальнем фокусе. Матрица прилично работает даже при ИСО более 1600. Благодаря высокому разрешению есть возможность вырезать мелкие детали без существенной потери качества для дальнейшей публикации в интернете, изготовления слайд-шоу с демонстрацией на компе, экране телевизора, распечатки фотографий и полиграфии (книги брошюры, календари и пр.). В целом сегодняшний рынок вполне позволяет оптимизировать потребности с возможностями и целями.

"Миражи"

"Можно приобщиться..."

Понятно, что основная проблема съемки в метро кроется в низкой освещенности интерьеров и постоянном неконтролируемом перемещении объектов съемки. Поскольку с выдержками все ясно, поговорим о способах фиксации камеры. Штатив. Не требовательность к ним – еще одно из достоинств компакт камер. Для съемки вполне подойдут моноподы и треноги, без проблем умещающиеся в портфеле или сумке. Имейте в виду, что оперировать с массивной аппаратурой в метро сегодня могут просто не позволить… Замечали наверное пиктограммы в вестибюлях многих станций, запрещающие фотографировать.

Утверждаю, что и без штатива можно обойтись вовсе. Попробуйте при съемке прислонить камеру к парапетам, перилам, стенам, колоннам, лавкам и т.д. Часто это помогает. Ну, а, если по композиционным задумкам или иным соображениям и это не возможно, то выручат обычные носки, естественно, чистые. В этой шутке - лишь доля шутки. Я часто использую в качестве подставки для фотоаппарата тканевый мешочек из плотной ткани, заполненные крупой (лучше рисовой). Подставив этот не хитрый предмет между фотоаппаратом и условно горизонтальной поверхностью, можно снимать без шевеленки, манипулируя объективом в довольно широком диапазоне сферических углов. Двухсекундная задержка, естественно,  не помешает.

Метро создает уникальные возможности для экспериментов с длительной выдержкой. В итоге можно получить снимки штамповых с уходящее-приходящими поездами и сюрреалистических облачно-эфемерных людских потоков. Стоит признать, что подобные сюрры далеко не однозначно понимаются и воспринимаются зрителем (считаются браком), что не снижает моего интереса к экспериментам в этой области. К сожалению, активная борьба московской мерии с передвижением по городу на личном транспорте приводит к явной перегрузке подземки. Тем не менее, там еще остались относительно спокойные интересные места, где в середине дня вас не будут постоянно толкать в бока и спину. Не пиковые часы и лето с многоцветьем одежды пассажиров – золотое время для творческих экспериментов.

Поехали!

Броуновское движение

Вместо эпилога.

С утра в метро спускаюсь я.

Там протекает жизнь подземная моя.

Вперед лицом, назад спиной

Я еду девять остановок по прямой.

Два раза в день за годом год

Спускаюсь я в подземный ход (В. Сюткин)

.

 

 метро  фотография в метро  мифы метро  длинная выдержка  antip49
423 просмотра 15 комментов 10 оценок

КОММЕНТАРИИ 15 Чтобы писать комментарии, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Lina 2016-01-15 15:52:39 +0100
Интересно.) Спасибо!
antip49 2016-01-19 23:03:19 +0100
Рад, что это у меня чуть-чуть получилось
Мила 2016-01-19 22:38:28 +0100
Спасибо...с удовольствием и посмотрела, и почитала...:)
antip49 2016-01-19 23:04:56 +0100
Будете в метро, берите фотоик
WadBad 2016-02-01 13:29:28 +0100
Интересно.
lakoshka 2016-02-25 22:26:51 +0100
Все почитала. Все посмотрела. Очень понравилось!!!
antip49 2016-02-26 20:53:00 +0100
Я старался, спасибо!
Геннадий Мещеряков 2016-03-04 12:01:48 +0100
Вполне интересно, фотографии вполне дополняют изложение!
antip49 2016-03-05 11:57:56 +0100
Спасибо!
Хэлен Ха 2016-03-06 17:57:42 +0100
Интересно написано. Места, где было про фокусное расстояние и ИСО пропускала)
antip49 2016-03-06 21:47:31 +0100
Знать мат. часть - это главное, особенно, если снимать в сложных условиях освещения. На этом сайте с этим ух, как строго. И это главное. Иначе зачем фотоаппарат. Снимай на телефон. Спасибо за отзыв
Хэлен Ха 2016-03-06 22:05:54 +0100
Вы серьезно считаете, что не зная "матчасть", не стоит снимать?))))
antip49 2016-04-07 18:50:44 +0100
Абсолютно! Просто сфоткать - это первая стадия освоения. До сих пор храню свое первое фото от начала 60-х... Разобрать что там могу только я. Но сколько было восторгов -"ПОЛУЧИЛОСЬ"!!! Дальше в лес - больше стремления к совершенству. А когда погуляешь по изо- или фото- выставке начинаешь осознавать свою неполноценность с одной стороны и самому себе доказать, что и ты не лыком шит - с другой. Очень обидно бывает, когда уже дома, рассматривая неполноценные фото на компьютере, приходить к выводу что, неудача только в том, что не смог на месте воспользоваться возможностями камеры. Далеко не всё возможно исправить в фотошопе...
15 2016-06-09 00:04:17 +0100
Спасибо! интересно...
antip49 2016-07-19 05:42:22 +0100
И вам спасибо!