10 мифов о правиле третей

Станислав
2016-12-28 12:27:52 +0100 311 5 5

Тэвис Лиф Гловер (Tavis Leaf Glover) – файн-арт фотограф и писатель из Гонолулу, Гавайи. Он убедительно развеивает мифы о правиле третей и учит применять принципы гештальтпсихологии в фотографии и искусстве.

«Меня зовут Тэвис Лиф Гловер. Я, как и вы, пытаюсь создать произведение искусства, которым смогу гордиться и показать миру. Но кое-что очень мешало мне с самого начала... это правило третей.

Мне хочется пролить свет на мифы о правиле третей, которые всем нам вбили в головы, когда мы находились у истоков своего творческого становления.

Возможно, мы вместе изменим будущее искусства, если поможем другим художникам отказаться от правила третей и ввести другие бесценные дизайнерские приёмы, продемонстрированные в этой статье. Мне нужна ваша помощь, потому что в одиночку я это сделать не смогу!

Как и многие другие художники, я просто сходил с ума, полагая, что правило третей – подходящий способ построения изображения. Но думаю, это зависит от стандарта, к которому вы стремитесь. К искусству на высоте таких мастеров как да Винчи, Бугро, Дега, Рубенс... или к мастерству на уровне воскресного художника, чья цель – повесить свои картины в местном антикварном магазине, но не в престижной галерее или в музее.

Картины да Винчи, Бугро, Дега, Рубенса.

Без композиции искусство процветать не может. А когда вы используете правило третей для её построения, то в итоге оказываетесь в тёмном переулке, где вас ждёт заурядное искусство. Звучит резко, но честно.

Мой опыт показывает, что люди не любят правила, и, конечно, они не хотят им следовать. Все любят повторять одно и тоже: «правила существуют, чтобы их нарушать» или «я думаю, что нужно хорошо выучить правила, чтобы знать, как их нарушать».

Слово «правило» иногда воспринимают негативно. Я стараюсь продемонстрировать не правило, которое должно быть нарушено. А разобрать познания, которые вы можете включить в свои произведения, если захотите. Выбор за вами.

Миф № 1: «Оно делает изображение визуально приятным/притягательным»

Чтобы развенчать его, мы должны узнать, что делает изображение визуально приятным, и я уверяю вас, это не расположение объекта на пересечениях по правилу третей. Чтобы картинка была визуально притягательной, нужно применить приёмы композиции таким образом, чтобы зритель ясно её прочитывал... не отвлекаясь на второстепенные элементы или путаницу при отсутствии визуальной иерархии. Как нам это сделать?

Нужно понимать, как мозг воспринимает зрительные раздражители. Для этого мы используем метод гештальтпсихологии соотношение фигуры и фона (Figure-Ground Relationship/FGR), чтобы чётко отделить объект съёмки от заднего плана.

Фотография Анри Картье-Брессона.

Или мы можем использовать «закон непрерывности», который позволит создать потрясающие арабески с несколькими объектами.

Картина Эдгара Дега, демонстрирующая арабеску.

Мы можем даже использовать «наибольшую площадь контрастности», чтобы направить взгляд зрителя к основному объекту.

Фотограф Давид Белльмер (David Bellemere).

Миф № 2: «Это правило используют профессионалы»

Следующий миф – «это используют профессионалы». Энни Лейбовиц, безусловно, профессионал и один из самых пафосных современных фотографов. Так давайте возьмём одну из её фотографий, просто наложим линии по правилу третей и проверим.

Фотограф Энни Лейбовиц.

Камин расположен по правилу третей.

Мы видим, как линия каминной полки расположена в полном соответствии с правилом третей. Значит, она его использует... но погодите, а как же позы моделей? Как ей удалось создать столь великолепный состав, если направляющими являются лишь горизонтали и вертикали? Что делать дальше? Несколько моделей расположены по правилу третей, но куда двигаться дальше? Как расположить руки, ноги, платья, куда направить взгляд? Вот здесь мы вводим динамическую симметрию.

Камин расположен по правилу третей.

Мы видим, как линия каминной полки расположена в полном соответствии с правилом третей. Значит, она его использует... но погодите, а как же позы моделей? Как ей удалось создать столь великолепный состав, если направляющими являются лишь горизонтали и вертикали? Что делать дальше? Несколько моделей расположены по правилу третей, но куда двигаться дальше? Как расположить руки, ноги, платья, куда направить взгляд? Вот здесь мы вводим динамическую симметрию.

Корневой прямоугольник √4 можно разделить на четыре меньших корневых прямоугольника.

Для правильного позиционирования моделей Энни использовала динамическую симметрию. По сути, это сеточная система.

Это прямоугольник √1.5 с основной арматурой. В прямоугольнике корня 4 могут поместиться 3.

Так выглядит вся сетка.

Проще говоря, сетку можно использовать в фотографии, чтобы построить состав кадра. Диагонали, вертикали и горизонтали – всё это поможет создать ритм и единство всей картинки. Причём динамическая симметрия применима и в живописи, и в фотографии, и в скульптуре.

«Лаокон и его сыновья» – это греческая скульптурная группа, построенная с помощью динамической симметрии.

Не станем углубляться в разъяснения этой системы, чтобы не терять из виду главную цель – разоблачение правила третей.

Миф № 3: «Оно притягивает взгляд к области изображения»

Это не совсем так. Расположение объекта в точке пересечения третей без учёта всего остального не направит внимание к композиционному центру.

Фотограф Тэвис Лиф Гловер.

Когда мы узнаем о другом методе гештальтпсихологии, – законе непрерывности – то откроем для себя несколько инструментов, которые сможем использовать для создания динамики и целостности, притягивающей взгляд к изображению. Наибольшей визуальной привлекательностью отличается арабеска.

Фотограф Тэвис Лиф Гловер.

Эти криволинейные элементы вы можете включить в свои произведения и создавать красивые движения по всей картинке. Мастера живописи широко использовали их в своих работах.

Картина Винсента Ван Гога демонстрирует арабески.

Другой метод, используемый для создания движения, называется совпадением. Он подразумевает взаимосвязь между двумя сторонами, которую образуют различные элементы, создавая при этом движение из стороны в сторону, вверх и вниз.

Но это не сплошная линия, как думается, когда речь идёт о «ведущих линиях». Это прерывистый, скрытый, волшебный трюк, который можно применить и позволить разуму легко сомкнуть пробелы.


В картине Караваджо видно, как он скрывает свои линии, понимая закон непрерывности.

На этой фотографии мы видим, как Энни Лейбовиц использует положение рук моделей, которые образуют общие линии.

Фотограф Энни Лейбовиц демонстрирует «совпадения».

То же самое обнаруживается в картине Мона Лиза да Винчи и в этой сложной композиции Бугро.

В картинах да Винчи и Бугро показаны «совпадения».

Фотограф Тэвис Лиф Гловер.

Миф № 4: «Оно позволяет расположить объект не в центре»

Во-первых, кто сказал, что центр кадра – это плохо? И почему мы должны в это верить?

Фотограф Тэвис Лиф Гловер.

Фотограф Тэвис Лиф Гловер.

В гештальтпсихологии есть техника, которая называется закон симметрии. Это означает, что человеческий разум всегда стремится найти баланс в зрительных стимулах. Поэтому, если мы используем правило третей и размещаем объект вне центра, то нам понадобится второй элемент, чтобы уравновесить изображение. Если его нет, значит, мы создали дисбаланс в композиции.

Есть вертикальный баланс (я называю его передышкой / breathing room) и есть горизонтальный баланс (я называю его направление пристального взгляда / gazing). Нам нужно понять, как управлять каждым из них, чтобы создать правильно сбалансированную композицию.

Картина Бугро показывает должный баланс сверху донизу.

В картине Дега виден чёткий баланс слева направо.

В этом фото я поместил главные объекты по центру, но правильно согласовал вертикальный и горизонтальный баланс.

Фотография Тэвиса Гловера демонстрирует, как можно достичь баланса сверху вниз и слева направо.

Мне потребовались годы, чтобы исправить недочёты в моих композициях из-за применения правила третей. Я всегда помещал объект на одной или другой стороне, не рассматривая изображение в целом.

Фотографии Тэвиса Гловера до изучения конструкции и методов гештальтпсихологии.

Миф № 5: «Это основа сбалансированного и интересного кадра»

Мы рассмотрели закон симметрии, затрагивающий потребность в надлежащем балансе изображения, но мы не упомянули о том, как правило третей рождает нежелательное негативное пространство. Если мы поместим объект на одной из линий третей, не рассматривая изображение в целом, то другая сторона композиции опустеет, и мы получим негативное пространство, которое отвлечёт внимание от главного объекта.

Фотография, показывающая, как правило третей создаёт нежелательное негативное пространство.

Негативное пространство можно удачно использовать для создания ощущения изоляции или одиночества, но в противном случае это недочёт новичка.

Фотограф Грегори Крюдсон использует негативное пространство для усиления сюжета.

Миф № 6: «Это отличная отправная точка для начинающих»

По собственному опыту могу сказать, что правило третей повело меня по тупиковому пути. Я думал, что это революционный метод, хвастал его возможностями перед фотографами, которые только начинали свой путь.

Позже оказалось, что я не в состоянии понять, как правильно скомпоновать кадр, потому что руководствовался правилом третей.

Сетку динамической симметрии использовать так же легко, как и правило третей.

Если неопытные художники начнут с сетки динамической симметрии вместо правила третей, то смогут использовать диагонали, с помощью которых создаётся ритм, расположив соответствующим образом модель или добавив мазки. Доступные диагонали в прямоугольнике ограничивают количество направлений, которые вы используете, и называются гаммой, которая создаёт более мощный состав.

Картина Бугро показывает, как художник создал ритм в картине, изобразив модель на основе сетки.

Миф № 7: «Правило третей создали художники эпохи Возрождения или греческие художники»

Правило третей впервые упоминается в книге Смита (около 1797 года). И если вы взгляните на его картины, то увидите, что он не был большим мастером.

Да Винчи перевернулся бы в гробу, если бы услышал, как кто-нибудь говорит, что он использовал этот метод. Его композиции стали плодом продолжительного обучения, изучения и практики. Неужто кому-то придёт в голову свести его мастерство к такой простоте, как правило третей?

Да Винчи и греческие мастера-художники использовали динамическую симметрию, золотое сечение, арабески, гаммы, совпадения, расходящиеся линии, отношение фигура-фон, эллипсы и другие методы.

Картина Бугро, демонстрирующая различные композиционные приёмы.

Миф № 8: «Человеческий глаз естественным образом тяготеет к месту пересечения точек»

Фотография, в которой дерево и линия горизонта размещены по общему принципу.

Я искренне хотел бы, чтобы композиция была такой простой. Поместил объект в точке пересечения – готово! Ты автоматически контролируешь взгляд зрителя. Но это не так-то просто. Как насчёт того, что мы тянемся к области высокого контраста?

Когда мы превращаем свой объект в наибольшую площадь контраста, разве не к нему притягивается взгляд в первую очередь? При этом он может находиться в любой позиции.

Фотография Тэвиса Гловера, показывающая наибольшую площадь контраста.

Другое дело, что наш взгляд привлекает то, что я называю мерцанием по краям (Edge Flicker). Это относится к высококонтрастным элементам, которые расположены близко к краю кадра и значительно отвлекают зрителя от объекта съёмки.

Наличие контраста и чистые края без отвлекающих факторов помогут вести взгляд зрителя к композиционному центру.

Картина Уистлера и скорректированный вариант без мерцания с краю.

Миф № 9: «Обрезка по правилу третей после фотосъёмки – отличный способ спасти изображение»

Кадрирование неудачно составленного, плохо освещённого снимка ничего не спасёт. Это работа в обратном направлении.

Старайтесь не обрезать. Внимательно составляйте кадр при съёмке, чтобы сохранить драгоценные пиксели.

Изучайте композицию и методы гештальтпсихологии, чтобы вы знали, что искать и как решить проблемы с привлечением взгляда к композиционному центру непосредственно в процессе съёмки. Не жертвуйте пикселями, обрезая снимок по правилу третей. Ваше творчество заслуживает лучшего.

Миф № 10: «Сильные точки или золотые точки создают ощущение напряжённости»

Размещение объекта на линии третей не создаёт напряженности, как мы уже выяснили.

Фотография Тэвиса Гловера, демонстрирующая, что обрезка не создаёт напряжённости.

Если мы обратимся к методу гештальтпсихологии под названием закон близости, то увидим, как можно создать визуальное напряжение. Вспомним знаменитую роспись на потолке Сикстинской капеллы... их явно связывает близость, но визуальное напряжение создаётся за счёт того, что они почти-почти соприкасаются, но не полностью. Это момент перед воздействием.

Фрагмент потолка Сикстинской капеллы, роспись Микеланджело.

Или это фото, где мужчина находится почти в пределах досягаемости умирающей жены. Так близко, что у зрителя возникает ощущение напряжённости.

Фотография Тэвиса Гловера.

При включении закона близости расстояние между объектами может превратиться в негативное пространство, которое в этом снимке создает напряжённость в комнате.

Фотограф Грегори Крюдсон использует негативное пространство, чтобы создать напряжённость.

Выводы

Существует много методов и приёмов, которые помогут вам создавать замечательные композиции, чётко воспринимаемые зрителем. Откажитесь от правила третей. Оставьте его в прошлом и переходите к сетке динамической симметрии. Она так же проста в использовании, но оставляет гораздо больше вариантов для развития ваших творений.

Художник Анри де Тулуз-Лотрек.

Если вы нашли эту информацию полезной, пожалуйста, поделитесь ею со своими друзьями. Помогите мне покончить с правилом третей и донести лучшие методики другим людям, которым нужна мощная композиция. Обучиться построению сильной композиции – это единственный путь стать мастером своего дела».

Автор Tavis Leaf Glover.

Источник:  https://goo.gl/rdqWUY

311 просмотров 5 комментов 5 оценок

КОММЕНТАРИИ 5 Чтобы писать комментарии, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
sarma 2016-12-30 10:51:44 +0100
Познавательно.
Серый 2016-12-30 15:34:56 +0100
В живописи может быть , при съёмке в студии тоже можно приблизится к этим канонам , но при других видах съёмки , особенно репортажной , меня чуть кондражка не хватила от смеха как представил , особенно на свадьбе , убили бы ентого хватогрофа постановщика жанра .
adrow 2017-01-03 07:40:29 +0100
Предлагаю не загонять себя ни в какие рамки, а использовать все "достижения". Правило третей не сделает из вас художника, но и личность не перечеркнёт.
ProtoPlex 2017-01-20 05:44:12 +0100
Станислав, пожалуйста, соблюдайте правила перепечатки, если пишете не сами, а берете с других сайтов: © 2012–2017 Сameralabs.org Полное или частичное использование материалов сайта разрешено только при обязательном указании прямой гиперссылки.
Станислав 2017-01-20 06:27:03 +0100
Сорри. Исправимся =)