О макросъёмке и художественности…

Геннадий Мещеряков
2015-05-22 09:07:25 +0100 1110 31 20

Друзья, данная статья, будет интересна тем, кто делает первые шаги в макросъёмке.

Статей для начинающих, очень много, но как я считаю, начинающим, не всегда понятны многие нюансы, как получаются удачные и приятные макроснимки. Речь в большей степени, не о технических сторонах вопроса (объективы, штативы, и прочая…) это всего лишь инструменты, и они сами о себе заявят, со временем,в голове фотографа, какими им быть и как их пользовать, речь о непосредственной практике макросъёмки.


Теория знаний.
В этом, первом вопросе, я задерживаться не собираюсь, вы сами обязаны в ней задержаться. Читая в других источниках (включая инструкцию к своей фотокамере), про всё это перечисленное дальше, вы сами должны разобраться, держа в своих руках фотокамеру, и выставляя в ней разные настройки, снимать и смотреть, что и как влияет на снимок, при тех или иных настройках. Диафрагма, ББ, выдержка, глубина резкости, экспозиция, композиция, ЗП, ПП, ЛНУ, ПВУ и прочие ПНУ- это всё нужно знать и понимать. Знаю, что многим всё это скучно, но без этих классических, теоретических знаний, вам крайне трудно будет на практике съёмок. Ваш итог- обязательно знать теорию, и знать свою камеру!
Итак, вы знаете настройки камеры; вы знаете все понятия в фотографии; понимаете, как всё это влияет на снимок. Остаётся главное – ваша практика, эксперимент, ваш взгляд.
А вот тут то и начинается самое ценное для вас…это ваш опыт!
Ваша практика и эксперимент.

Поиск сюжета

фото 1А

фото 2А

и как его найти, дело лично каждого, и очень индивидуально, но вы должны помнить, что сюжет видимый с высоты своего роста (фото 1А и фото 2А), и при съёмке, этого же сюжета лёжа (фото 1Б и фото 2Б),

Фото 1Б

Фото 2Б

получается совершенно разно. 

Если вы, всё-таки, нашли, что снять, и залегли (фото 3),

фото 3

присели, или просто остались стоять (фото 4),

 то уже не важно как вы расположили камеру, для съёмки сюжета, важно, что бы вы поэкспериментировали. Если вы, чуть (в см, мм) измените (выше, ниже, лево, право, вперед, назад), саму камеру или угол передней линзы, к снимаемому сюжету, снимок будет другой, и смотреться он будет по другому, это точно.

. Многое можно увидеть, просто валяясь в лесу (фото 5, 6, 7).

фото 5

фото 6

                                                     фото 7

Залечь, можно у старого пня, мха (фото 8)

                                                        фото 8

и прочих лесных богатств. Залегли? Теперь просто посмотрите, вокруг себя, через видоискатель. Покрутите кольцо на объективе, вы увидите много сюжетов, которые можно увидеть (фото 8А)

фото 8А

наводя резкость на тот или иной предмет. Даже наводя резкость, на то, что находится за объектом, который вы думали снять вначале. Нашли интересный сюжет? Попытайтесь понять, глядя в видоискатель, что лишнее в кадре. Лишнее убирается, отрезается. Лишнее в кадре, может быть не только предметы, но и цвета, которые выпячиваются из общей тональности (если только это не задумка у вас такая). Лишними могут быть формы чего либо попавшего в кадр, лишней может быть геометрия в кадре ( все вертикально, а вот это горизонтально-центрально-поперёк). Лишним в кадре может быть даже солнечный свет, который отражается на предмете, расположенном на ЗП. На снимке (фото №9)

фото 9

 в левой части снимка большое светлое, круглое пятно, называемая – бокеха, ни, что иное как обычный человеческий мусор – пластиковая бутылка ( в простонародье- баклажка). На снимке (фото 10)

фото 10

 светлые размытия, это прошлогодние белёсые листья. Помните, что при изменении позиции камеры, относительно объекта съёмки, может измениться и роль в кадре лишних, они могут превратиться в одно из приятных, при просмотре, местечек на снимке. Они могут, сыграть вторую роль на снимке, но какую!!! На снимках (фото № 11 и 12)

фото 11

фото 12

 один и тот же паук на своей паутине, но снят с разной дистанции и разным углом к солнечному свету. Посмотрите ещё раз в видоискатель. Помните, всё, что вы там видите, всё это и будет на вашем снимке. Теперь снимайте! Покрутите камеру, и опять снимайте. Крутить рекомендую, не только саму камеру, но и настройки в ней, так у вас больше шансов, получить приличный кадр.

Задайте себе вопрос: что я вижу, и получится ли на снимке, то, что я вижу? Не уверены? А как вы думали! Что бы снять, как видеть, надо очень постараться. А слабо, поиграть солнечным светом? Попробуйте поснимать с разными углами падающего солнечного света, на «объектив», или найти ту тонкую грань, солнечного света, которая граничит с углом расположения объектива, относительно объекта съёмки. Попробуйте. В этом вопросе, вообще не может быть советов. Пока сам не попробуешь, не поймёшь.

Есть предположения, что солнце, не лучший друг макрофотографа. Я лишь от части согласен. Согласен, если солнечные лучи прямиком падают, на объект съёмки (хотя … никто не отменял – креатифф)). А попробуйте снять, что-то, при условии, когда солнечные лучи освещают, что-либо на ЗП (но не глав объект съёмки). Как правило ЗП размывается в так называемое боке ( если кратко - всё, что не резко в кадре, на ЗП и ПП). Свет, отражённый от объекта на ЗП, принимает форму этого объекта. Например, длинная травина, превращается в светлую длинную полоску; много травин, превращается в креативный, и не обычный ЗП. Лист, превращается, в почти круглое пятно. Помните, что цвет объектов в зоне не резкости тоже играет большую роль, они могут внести свои цветовые коррективыв сюжет, и повлиять на снимок. Их влияние может быть, как и в тему общей тональности снимка, так и далеко не в тему. Конечно цветовых контрастов ни кто не отменял, но друзья, имейте вкус и умеренность… Всё это можно использовать, при съёмке, и создавать всем этим, то, что мы называем удачный кадр. Хотя это, ой как не легко. Только практика и эксперимент, помогут вам в этом.
Ещё, очень важно, понимать время суток для съёмки. Я в основном снимаю утром, с восходом солнца и вечером на закате. Каждый миг, свет разный, в разных сторонах от объекта съёмки. Три снимка (фото 13, 14, 15) 

фото 13

фото 14

фото 15

сделаны с интервалом нескольких секунд. Снималось в достаточно густом, смешанном лесу с преобладанием лиственных деревьев. Камера была неподвижна, и нажимался только спуск, когда менялся свет. Свет менялся благодаря ветру, который раскачивал кроны деревьев, закрывая и открывая солнечный контровый свет.

Друзья, макросъёмка это терпение и внимание. Это умение ждать удачный и нужный солнечный свет, ждать фрагменты затишья нежелательноговетра. Ждать интересных моментов из жизни насекомых, наблюдать и снимать в разных вариантах (фото 16 и 17)

фото 16

фото 17

а потом выбрать лучшие.

И ещё…друзья, больше экспериментов при съёмке. Можно снимать через траву (фото 18)

фото 18

через ветки, в том числе и сосновые (фото 19 и 20) 

фото 19

                                                    фото 20

и прочее… только не забывайте о мере и вкусе. Ведь главное в фотографии – гармония, художественность. И ваша фотография – отражает ваш вкус, ваш стиль. Снимайте больше, но с каждым следующим кадром, всё осмысленней!


• Всё, что я написал, не догма, а так… мой скромный взгляд…

Я снимаю макро, потому и данный труд посвящается макро.

Буду рад, если кому-то будет интересно и поможет в вопросах съёмки макро.

Мой сайт http://gennadiymesheryakov.ru/

Геннадий Мещеряков 22 мая 2015 года. Воронеж.

cut

 макро  свет  природа  снимать  воронеж
1110 просмотров 31 коммент 20 оценок

КОММЕНТАРИИ 31 Чтобы писать комментарии, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Владимир. 2015-05-22 14:31:28 +0100
Попробуйте в конце своего описания поставить слово cut. Может зто Вам поможет.
Геннадий Мещеряков 2015-05-22 14:47:08 +0100
Спасибо не помогло!) Всё цело в журнале, редактируется, но не отражается в журнале. Удалять не буду всё, подожду когда налядят журнал. Может проявится .)))
Владимир. 2015-05-22 14:50:41 +0100
Об этом Вам надо попросить Женю чтобы он исправил глюки.
Геннадий Мещеряков 2015-05-22 14:52:21 +0100
Спасибо. Очень надеюсь, что всё исправит.
Владимир. 2015-05-22 15:09:53 +0100
Не отображается в журнале не только для Вас но и для меня. Пожоже на то что и для остальных пользователей сайта.
Lina 2015-05-22 17:28:06 +0100
Да, я тоже не вижу авторского текста...
Владимир. 2015-05-22 17:35:48 +0100
Если в рубрике Творчество Мы с Вами хорошо всё видели то в рублике Уроки фото видно только заголовок темы.
Птаха 2015-05-22 18:10:02 +0100
Гена! Спасибо огромное. Всегда приветствую, когда делятся своим умением и опытом. Мне очень нравятся твои работы. Причём, все. Мне они понятны и интересны. Потому благодарю за этот маленький экскурс в макро творчество)))Удачи!
Геннадий Мещеряков 2015-05-22 18:16:10 +0100
Спасибо Наташа! Мне приятно... и в ещё приятнее, если есть польза от моего многобуквия!)
Владимир. 2015-05-22 18:21:08 +0100
Что ты сделал почему сейчас всё работает.
Геннадий Мещеряков 2015-05-22 18:23:01 +0100
Я ничего...))) Всё само заработало! Я думаю, что админы постарались! Спасибо админы!)
Владимир. 2015-05-22 18:27:24 +0100
Несколько минут назад на сайте был Женя видимо он что то исправил.
Владимир. 2015-05-22 18:59:10 +0100
Поздравляю Вас с дебютом надеюсь что это не последняя статья в этой теме думаю найдутся на сайте и другие авторы которые захотят поделится своим опытом с другими людьми .
Геннадий Мещеряков 2015-05-22 20:43:35 +0100
Спасибо Владимир. Со мной можно на "ты"!)
lakoshka 2015-05-22 22:20:31 +0100
Присоединяюсь!!!!! Прекрасная страничка!!!!! Очень интересно, особенно таким "чайникам" в макросъемке, как я.......
Елена Шторм 2015-05-22 18:24:51 +0100
Отличное описание с сопровождением фото! Спасибо!!!Но так и не нашла кнопку..куда и как грузить... :(...О...нашла...всё...разобралась :)))
©лепой 2015-05-23 22:13:56 +0100
Хорошую тему поднял Гена! Нравится мне макра. Дело правда не из дешевых. Слепому стока не подают шоб купить дорогой Макрик. Но стартонуть мона затратив три копейки, а при наличии ПРЯМЫХ рук ( которых к сожалению у меня нет) достичь оооч. неплохих результатов. Для начала “Путеводитель начинающего макрушника” см. Тут:
http://prometej-photo.ru/publ/article/putevoditel_makrushnika/1-1-0-18
Там написано много хорошего и разного, остановлюсь на том, чего там нет
Идея стара как Мир. Присобачиваем к штатнику вверх ногами Гелиос ( а еще лучше жесткорисующий Индустар 61 { лучшие из них годов… нуу, когда ставили знак качества} и вы имеете УПРАВЛЯЕМЫЙ макрик 1:1 Такой же как Никон F100. Нуу понятно шо качеством похуже. Минусы - Тяжелая железяка, я полагаю, может таки отломить морду штатнику + виньетирование. Я тут сделал кучу экскриментов ;))) И пришел к выводу. А нафига козе баян? Просто переворачиваем догоры ногами сам штатник. Никакого виньетирования, правда при этом он становится НЕУПРАВЛЯЕМЫЙ т.есть ни Автофокуса ни наводки на резкость ни стаба { Жрущего детали} ( хотяаа оные навороты на макре и даром не нужны) Гораздо хуже нет Замера экспозиции))) Ну это ж мы тока пробуем свои силы. НАХАЛЯВУ ( в смысле купив тока переходное кольцо для пристыковки обьектива)
А отут я открыл Америку!!!. Если вы будете фотать на фокуск F50 у вас будет масштаб 1:1 А вот есси на фокусе F18. Вы тама стоите? Сядьте и наберите воздуха в лёгкие. В Мире не существует макрика способного дать ТАКОЕ !!! увеличение. 5:1. Нуу вообще то есть аффигенно дорогущая креновина, ну в продаже её нет. Настоящая макра, это када КАРИЕС В ЗУБЕ КОМАРА! Ну шоб один раз снять энтот кариес, палить стока бабок нет смысла. Я еще пробовал Гелиос состыковать с Никон 70 -200. Резкость ловил, но спуск срабатывал один раз из десяти(((. Я щя попытаюсь показать фотки если получится, Предупреждаю сразу фото ТОЛЬКО ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ а патамушта не имея переходника, одной рукой я держал Перевёрнутый штатник, другой отжимал на ём ры...
©лепой 2015-05-23 22:14:39 +0100
одной рукой я держал Перевёрнутый штатник, другой отжимал на ём рычаг диафрагмы, Одной ногой держал фотоаппарат, а вот чем я нажимал на спуск... я ж говорю это тока для мальчиков )))) Резкость наводилась по дисплею. При таких условиях и ИСО 3200 никаких нареканий на КАЧЕСТВО. не принимаю. Я ж тока показать РАЗМЕР полученого изображения.


Это не веньетирование, это прикрытая диафрагма Гелиоса, ( не вникайте для чего)


Тама на снимке, это болтик от очков, а не гранбукса тепловоза)))
P.S.
А мож. Где и в чём моя Имха не права, так старшие мну поправят
P.P.S.
Успехов! Пытливым и любознательным;)
Птаха 2015-05-23 22:18:36 +0100
Ух ты!!!! Надо будет попробовать))))
©лепой 2015-05-23 22:38:03 +0100
Там есть еще одно НЮ. Я пол часа извращался с этим делом, а визировал по ДИСПЛЕЮ, тоесть, я так полагаю, полчаса грел матрицу. Отсюда жуткий шум. Хотя мож оно и не так?
antip49 2015-07-16 09:02:57 +0100
Закрепить объектив можно при помощи резинок за бленду
©лепой 2015-07-16 09:40:08 +0100
Можно, но предварительно в той резинке прорезать дырку)))
Вчере купил два светофильтра на барахолке склел их,вот тебе переходное кольцо для перевёртыша за 200 русских рублей
antip49 2015-07-17 22:04:00 +0100
А удлинительные кольца и/или линзы? Хотя из любви к искусству моно и Вашим (101-м...) способом
aller 2015-05-23 22:26:33 +0100
Геннадий, спасибо огромное за волшебный мир, макросказку! Восхищают Ваши работы! Есть к чему стремиться, очень понравилась статья!
kg58 2015-05-31 08:32:57 +0100
Геннадий, большое спасибо за статью, мне очень понравилась. Мне нравиться макросъемка и делаю в этом жанре только первые шаги-хочу научиться. К сожалению у нас в Туркмении нет лесов и слишком греет солнце. Есть маленький период весной, когда все зеленое, а потом все выжигает солнце. Но все равно буду искать места, где можно залечь с камерой и посмотреть на мир через объектив.:)))
Babaj-aka 2016-11-10 19:16:35 +0100
В пустыне своя жизнь, не менее интересная! Вспоминаю свои вояжи по ТуркВО, но, увы, тогда не болел фотографией, а жаль!
NN799atali 2016-09-10 00:35:15 +0100
неужели все без шопа?
Геннадий Мещеряков 2016-09-10 09:30:19 +0100
Да! Шопа практически нет! Приезжайте на мастеркласс! Всё сами увидите!
андрей киселёв 2016-09-13 19:33:54 +0100
Отличная статья! Ничего лишнего.
Babaj-aka 2016-11-10 19:13:18 +0100
Спасибо за труд! Прочитал с интересом!
Геннадий Мещеряков 2016-11-10 19:29:59 +0100
Спасибо, приятно. Рад был поделиться своим скромным опытом.)