Ландшафт объективов для камер с фотосенсором APS-C претерпевает изменения. Многие фотографы сталкивались с ограниченным выбором объективов, особенно при использовании беззеркальных камер Canon и Nikon. Однако, в последнее время ситуация начала меняться, и на рынке появляются новые предложения.
Еще не так давно многие рецензии на камеры формата APS-C сопровождались предупреждением: неважно, насколько хорош корпус камеры — вы почти наверняка столкнетесь с ограничениями в выборе объективов. Это было особенно верно для беззеркальных камер Nikon и Canon. В то время как Sony позволила третьим сторонам существенно расширить выбор объективов, и фокусная система Fujifilm X-mount отличалась разнообразием, Nikon Z и Canon RF казались практически полностью закрытыми системами. В результате количество доступных объективов для APS-C можно было пересчитать по пальцам.
Однако сейчас ситуация меняется. За последний год были анонсированы и выпущены несколько объективов для APS-C камер Canon и Nikon, которые заполнили ощутимые пробелы в линейках объективов этих брендов. Но, несмотря на улучшения, остается очевидным, что обе компании все еще контролируют рынок.
На этой неделе компания Sigma представила четыре фиксированных объектива для RF-байонета Canon, что является одним из шагов к выполнению своего обещания о запуске шести лицензированных объективов для данной системы. Ранее в этом году уже были представлены 10-18 мм F2.8 и 18-50 мм F2.8. В то же время, Nikon позволил Sigma выпустить несколько фиксированных объективов для Z-байонета — три объектива с диафрагмой F1.4 с фокусными расстояниями 16, 30 и 56 мм. Однако стоит отметить, что 23 мм F1.4 — единственный из фиксированных объективов APS-C, который не был представлен для Z-байонета; вероятнее всего, это связано с тем, что единственным первым объективом APS-C от Nikon является 24 мм F1.7.
Тем не менее, Nikon не помешал компаниям Viltrox и Sirui выпустить ряд объективов с автофокусом для Z-байонета APS-C. Если вы приобретете Nikon Zfc или Z50II, вы сможете воспользоваться объективами, начиная с 13 мм F1.4 (эквивалент 20 мм) и заканчивая 75 мм F1.2 (эквивалент 113 мм), а также большинством классических фокусных длин в промежутке.
Ваш выбор больше не ограничивается несколькими вариантами от первых производителей, объективами с ручной настройкой или стеклом, предназначенным для полнокадровых камер.
Эта перемена важна для фотографов, работающих с APS-C. Даже в эпоху зеркальных камер казалось, что многие производители воспринимали этот формат как ступень к полнокадровым системам, а не как выбор, который ценят энтузиасты и профессионалы. Ни Canon, ни Nikon не были особенно продуктивны в выпуске новых APS-C объективов. Но с небольшим ослаблением контроля у пользователей появляется более широкий выбор объективов, пусть и с некоторыми ограничениями от компаний.
Тем не менее, это не значит, что вы можете без проблем приобрести любую APS-C камеру и быть уверенными, что получите все необходимые объективы — выбор все еще зависит от желаний Canon и Nikon. Хотя для Z-байонета APS-C доступно множество фиксированных объективов, нет ни одного быстрого зум-объектива. Все зум-объективы Nikon начинаются с F3.5 и заканчиваются на значениях F5.6 или F6.3.
Фактически, в данный момент для Z-байонета не доступны никакие третьи зум-объективы APS-C, несмотря на то что два объектива уже осуществили переход с E и X-байонетов на RF. Не говоря уже о том, что на системах Fujifilm и Sony доступно гораздо больше альтернатив. Это может расстроить тех, кто хочет перейти с китового объектива или снимать спорт или дичь в условиях недостаточной освещенности, не беспокоясь о покупке и перевозке тяжелых и дорогих полнокадровых 70-200 мм.
С учетом того, что знаковая линейка зумов RF от Sigma предлагает два варианта с постоянной светосилой F2.8, и один еще находится в разработке у Tamron, стоит отметить, что для Canon доступно гораздо меньше фиксированных и автофокусных объективов. Известно, что такие производители, как Sirui и Viltrox, не занимаются их производством. Представитель последнего утверждал, что Canon запретила производить продукты для RF-байонета. Объектив 85 мм F1.4, который Samyang анонсировала для системы в 2020 году, вскоре исчез с рынка.
В идеальном мире таких проблем не должно быть. Canon и Nikon должны производить те объективы, которые нужны их APS-C камерам, чтобы те могли конкурировать с полнокадровыми аналогами, а третьи компании должны иметь возможность производить то, что хотят. Вряд ли это станет реальностью. Однако те, кто выбирает съемку с меньшим сенсором в камерах Canon или Nikon, теперь могут рассчитывать на более широкий выбор объективов, даже если они все еще ограничены правилами производителей.
В конечном счете, это улучшит ситуацию для всех, интересующихся APS-C, поскольку камеры, такие как EOS R7 и Z50II, становятся конкурентоспособными с Sony a6700 и Fujifilm X-T5 благодаря значительно более разнообразной линейке объективов. Остается надеяться, что эта тенденция продолжится, и ландшафт APS-C станет более конкурентоспособным, даже если Canon и Nikon не проявляют к этому особого внимания.