Успенский собор Ярославля выстроен недавно на месте древнего храма – старейшей каменной постройки города. За восемь веков своего существования он неоднократно разрушался и восстанавливался. Успенский собор города Ярославля – это самое старое местное каменное здание. Его возраст лишь немногим меньше, чем у самого города. Если Ярославль, один из старейших населенных пунктов страны, отметил свое тысячелетие в 2010 году, то Успенскому собору уже сравнялось восемь столетий. Конечно, речь идет не о храме в его первозданном виде, так как он много раз перестраивался, и нынешний его облик мало напоминает первоначальный. Успенский собор стал основным городским храмом и первым кирпичным архитектурным сооружением, чем отличался от прочих церквей Северо-Востока Руси. Его постройка началась в 1215 году по велению князя Ростовского Константина Всеволодовича. А освятили четырьмя годами позднее епископом Кириллом. По традиции его, как основной городской храм, наименовали в честь Успения Богоматери. Возведенный из красного кирпича, он был украшен искусной белокаменной резьбой, двери были оформлены позолоченной медью, а пол устлан цветной плиткой из майолики. Об общем облике и внутреннем убранстве позволяют говорить некоторые археологические находки. История собора Однако недолго восхищал Ярославль Успенский собор – в 1237 году церковь была разорена и сожжена войском Батыя. Тогда она лишилась большинства своих святых реликвий и роскошной отделки. В 1836 году купола купола были покрыты золотом – впервые в истории города. Также в храме имелся изумительной красоты и очень ценный иконостас из пяти ярусов. В 1918 году здания были очень повреждены во время артиллерийского обстрела при усмирении мятежа белогвардейцев. Однако на приходские пожертвования их удалось восстановить. В дальнейшем разрушения не уменьшались. В 1922 г. из ризницы изъяли многие соборные ценности, а само здание было передано бирже труда. Еще семь лет спустя снесли великолепную колокольню, а в...
Неподалеку от берега реки Коротосль, стоит храм, имеющий очень древнюю историю. Храм построен 1672 году. Река тогда служила одной из границ посада или Рубленого Города, укрепленного поначалу оградой из бревен, в а XVI-XVII веках – насыпным Земляным валом. По местоположению храм находился возле самой городской границы древнего Ярославл,.здесь была сосредоточена вся торговля в Ярославле. Торговые лавки и ряды, разрастаясь, постепенно занимали улицы от Земляного вала к Ильинской площади, а потом протянулись еще дальше и превратились в настоящий торговый город, где жизнь кипела круглый год. Потому и возникло название церкви – «на Городу».В 1672 году жители посада возвели новый кирпичный храм, прообразом для которого стала церковь Иоанна Златоуста в Коровниках. Самые весомые пожертвования были сделаны ярославским купцом Игнатием Кисловым.Вновь отстроенный храм посвятили православному празднику Происхождения (Изнесения) Честных Древ Креста Господня, который начали отмечать с IX века в Константинополе, а с конца XIV века – уже в русских приходах, называя его Медовым (или Первым) Спасом. Однако старое название церкви – «на Городу» прочно вошло в обиход всех жителей Ярославля и закрепилось за ней на все времена.
Официальное название - Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе.
Также назвают Николой в Рубленом городе, Никольской церковью.
Построена около 1649 года.
Официальное название - Церковь Николая Чудотворца в Рубленом городе.
Также назвают Николой в Рубленом городе, Никольской церковью.
Построена около 1649 года.
Каменная церковь в духе поздне-ярославского зодчества. Бесстолпный пятиглавый четверик с трапезной и шатровой колокольней. В трапезной был придел Александра Свирского. Сильно повреждена во время боев в 1918, позже отремонтирована.
Дом Иванова в Ярославле построен во второй половине XVII в.
Дом Иванова - дом состоятельного горожанина второй половины XVII в. Расположенные в центре просторные сени разделяют его на две половины: в одной помещается парадный зал, во второй жилые комнаты. Все помещения первого и второго этажей перекрыты сомкнутыми сводами; окна и двери имеют полукруглые проемы. Во двор выходило деревянное крыльцо с лестнице, которая вела в сени второго этажа.Каменные палаты не сразу привились как постояннные жилые комнаты: долгое время они служили лишь в качестве парадных помещений - для приема гостей и семейных торжеств. Нередко рядом с каменными палатами существовала деревянная изба или хоромы, в которых обычно предпочитали жить богатые владельцы каменных палат.
На Которосли у Стрелки.
Храм Николы Мокрого построен на месте языческого капища. В ансамбль церквей Николы Мокрого входят два каменных храма. Холодный пятиглавый храм с колокольней построен на месте старого деревянного в 1665 – 1672 годах. На правой стороне паперти, в пристройке с шатровым верхом, был устроен придел во имя Алексия, митрополита Московского, на левой, в такой же пристройке - во имя Великомученицы Варвары. Заказчиками храма были купцы Афанасий Лузин и Андрей Лемин, а также ярославцы, посадские люди Федор Выморов и Степан Тарабаев. Теплая одноглавая церковь во имя Тихвинской иконы Богоматери находится к югу от Никольского храма. Время ее постройки – 1686 год, придел Василия Великого освящен в 1694 году. Церковь построена на средства купцов Клима и Семена Лузиных.
В парке.
Беседка построена в 1840-х годах на месте деревянного «китайского павильона» на Волжской набережной у Мякушинского спуска. В осеннее и весеннее времена года здесь всегда была сильная грязь, а в жаркие дни росло множество лопухов и крапивы.В 1823 году здесь побывал царь Александр I. Внимательно изучив прибрежную зону реки, он выделили денежные средства на обустройство набережной – на это ушло 20 тысяч рублей. Строительные работы начались в 1825 году. Для того чтобы укрепить береговую линию, решили использовать специальный бутовый камень. Согласно постановлению правительства, любое прибывающее в город судно должно было привезти с собой 4 куб.м. такого камня – в общем, в Ярославль было привезено 17,5 тысяч куб.м. Также, для возведения набережной привезли еще 35 тысяч куб.м. мха, 113 тысяч куб.м. земли. По результатам всех проведенных работ береговая линия была отлично укреплена, при этом через Волгу было выстроено два протяженных моста. Спустя время, в 40-х годах 19 столетия, здесь была выстроена первая беседка. Ее выложили из красивого белого камня, по причине чего она отчетливо выделялась на фоне густо насаженных зеленых деревьев и кустов, поэтому ее было видно даже на расстоянии нескольких километров. Позднее на набережной были выстроены еще несколько подобных беседок, но именно первая из них считается жемчужиной прибрежной территории.
Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи. На правом берегу Которосли, в юго-западной части дореволюционного Ярославля, издревле существовала ремесленная Толчковская слобода, населенная кожевниками. Для выделки высококачественных кож в старину применялась ивовая кора, которую измельчали(толкли) в ступах. Поэтому Толчковская слобода«именование свое приять от жителей в ней, по художеству своему толчевному приуготовляющих, сиречь толкущих кору, со древес собираемую, от коего толчения и назвася тако, си есть Толчковскою слободою».
Есть предание, согласно которому в Толчкове издавна существовал Вознесенский женский монастырь, разоренный в 1609 отрядом польских интервентов. Хотя не сохранилось документов, подтверждающих это предание, теплая каменная одноглавая церковь, выстроенная здесь в 1659−65 на месте сгоревшей в 1659 деревянной, была освящена в честь Вознесения Господня. На южной стороне алтаря находился придел в честь Казанской иконы Божией Матери, увенчанный главкой. В 1671 было начато и в 1687 окончено строительство холодного храма во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с приделами: с северной стороны алтаря — Гурия и Варсонофия, Казанских чудотворцев, с южной стороны — во имя Вселенских Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Работы велись на средства, собранные жителями Толчковской слободы«всем миром» — в специально для этого заведенной книге среди пожертвований упоминаются, кроме денег, и «поллавки с погребом в сапожном и ветошном ряду», и «двор со строением и кожевенным заводом, дворовою и огородною землею», и «69 зернят жемчугу», и даже«мишурных кружев на 32 рубля». с 1671 по 1687 год в Толчковой слободе, на правом берегу Которосль . 45-метровая колокольня была построена позже, в 1690 году. Строительство храмового ансамбля стало проявлением соперничества богатых городских слобод. Толчковая слобода, которая производила кожи на вывоз за границу, была из самых богатых. Храм строился на средств...
Автор | Pridannikov Igor pifagor_63@mail.ru |
Размер изображения | 4400x2937 |