Диалог с очень юным скульптором:
-Почему ты лепишь?
-Хочется.
-Зачем ты это сделал?
-Чтобы было.
Коротко и ясно. Достаточно точное и очень краткое определение творчества. Вряд-ли взрослый фотограф профессионал или любитель ответит так кратко и конкретно. По крайней мере, у меня не получилось.
Попытаюсь заняться самоанализом и объяснить своё мнение о творчестве, искусстве и фотографии. С целью ответить на вопрос - нормально это состояние или пора обращаться к психотерапевту. Видимо, наступил очередной момент разобраться в себе. "Я в искусстве или искусство во мне?"
"Хочется". Мне многого хотелось. Рисовать, признаюсь, хотелось не очень, но нравились картины и замечательная атмосфера в изостудии челябинского дворца пионеров куда я исправно ходил 7 лет. При этом мечтал стать физиком и стал им. По ночам проявлял и печатал и ещё, с появлением семьи, подрабатывал ювелиркой. Результат: - в 32 года бросил инженерную и научную карьеру, аспирантуру и готовую диссертацию. "Остыл" как металловед и "воспылал" как фотограф. И .... больше 30 лет служил фотографом (репортаж, жанровый портрет, студийная съёмка). Много занимался технической съёмкой произведений искусств. Как-то незаметно вошёл в этот "мир". Понял, что мне мало чистой фотографии. Колдовал в лаборатории, делал то, что называли фотографикой. И , наконец -то, первые компьютеры и первый Фотошоп! Но до появления цифрового аппарата фото и графия раздельно.
"Чтобы было". Художнику и скульптору нужна фотокарточка (или слайд) для каталога и "на вывоз" т.е. - для продажи. Человеку - на документы, "подстатейная" ,на память и для портфолио. Печатному изданию как иллюстрация (опять, - на продажу). Эти фотографии не просто нужны, - необходимы. Необходимы заказчику.
Ребёнок делает пластилинового человечка как реальное воплощение умозрительного персонажа волнующей его темы. Первые дни этот объект (или субъект) находится где-то рядом, потом пылится и исчезает в недрах множества коробок. Но через какое-то время, вдруг, опять появляется. Круговорот мыслей идёт по спирали. Появляется новый образ того-же персонажа, но другой, более совершенный. Он нужен автору. Изменилось представление - изменилось воплощение. Всё логично.
Нужен-ли мне очередной натюрморт? - Нет - если он повторяет пройденное. Да - если я считаю его отличным от остальных и не важно, моих или чужих. Кто может определить это отличие? Зритель или автор? Конечно, - автор.
Роль оценщика может выполнить грамотный критик, который понимает, что нельзя сказать чей пейзаж лучше Шишкина, Васильева или Куинджи. Нелепо даже задавать этот вопрос. Такой подход к оценке картины неприемлем. Человек оперирует только категорией "нравится - не нравится". Если автор сделал работу честно и адекватно воплотил свой замысел - точка. "Авиньонских девиц" Пикассо писал 9 месяцев, сделав 809 эскизов. На продажу выставлена через 9 лет, куплена через 13 и впервые на выставке через 20, когда чистый кубизм уже умер. Через 100 лет в журнале Newsweek признана "самым влиятельным произведением искусства за последние 100 лет".
Я не провожу различия между "чистой фотографией", коллажем, графикой и живописью. Всё это выросло в одном огороде и является продуктом самовыражения. Не важно чем это сделано, важно - легло в душу или прошёл мимо. Мимо писсуара Дюшана и чёрного квадрата - прошёл мимо. Хотя, с концептом этих вещей трудно не согласиться. В фотографии мы постоянно сталкиваемся с двумерными "писсуарами". Мать-природа или его величество случай сделали, а мы вам на блюдечке (на экранчике). Только когда автор пропустил сюжет через своё восприятие, через редактуру, объект становится картиной. Что подразумевает наличие определённого мастерства в самовыражении. Восхищает зрителя это изображение, а не посыл к первоисточнику.
Последнее время на сайтах стало расхожим выражение "хорошо показал". Это больше к эксгибиционистам относится. Они между собой могут так хвастаться. Предпочитаю термин - хорошо сделал.
- Являются-ли наши работы произведениями искусства?
- Да.
- Будут они нужны нам или кому-то ещё через 10 лет?
- Жизнь покажет.
Просматривая сохранившиеся части архива, в большинстве случаев, я доволен работами. Этому может быть два объяснения. Или я нахожусь в полной стагнации, или двигаюсь в правильном направлении. Хочется верить в последнее. Чего и всем желаю.
С уважением к прочитавшим.
Видящий да увидит (попытка некритического самоанализа)
Смотрите также
- Где заказать печать на холсте фотографий, портретов и картин в СПб?
- Выбор стильного и оригинального праздничного наряда
- Как подобрать костюм для фотосессии
- Фотостудия в аренду или простая возможность получить шедевры
- Видящий да увидит (попытка некритического самоанализа)
- Перспективы натюрморта (вообще и в фотографии)
- Мои художества.... Продолжение...
- Наши фотоконкурсы
- "Не выдержала испытаний" (из скакового отчёта)
- КЫЗ КУУ
661 просмотр
6 комментариев
5 оценок
Юный скульптор прав в своей простоте,без приобретённых заморочек по жизненному пути)
Спасибо,Вячеслав,за статью,тема интересная-во всех сферах жизни-Почему ты лепишь?
дополнительно вопрос к юному скульптору-Зачем ты сюда(СЮДА) пришёл?)
С Вами всё сложнее))))))Вы-другой,Вы-профи)
И вообще,Вы своей харизмой редко сможете вызвать критику)
Но Вы же можете под своими работами просто писать-ХОЧУ КРИТИКУ-может,как вариант,и найдётся человек,который критикой займётся)
И ещё-зачем Вам нужна от сайтов критика?
На мой взгляд любителя, независимо-пишут комменты или нет (их не просто писать)-любому выставленному снимку на сайте даётся оценка. Я её вижу в количестве просмотров и лайков и благодарен за это. Сам себе определил условный "потолок" , если мой снимок не дотянул-меняю на другие. Снимки есть почти во всех жанрах, но стараюсь не разбрасываться-нет времени. Чётко разделяю критику и разбор фотографий- "две разные вещи ". А снимки у Вас все замечательные ! Успехов)
Зачем ты это делаешь?
Хочется.... А если не получится, то я хотя бы попробовал, многие и не пробуют что-то делать! Спасибо за статьи, интересно читать и чему-то учиться.