Я давно и глубоко уверен, что не являюсь очень умным человеком и искусствоведом. Но какие-то мысли меня посещают. И пока "посетитель" не ушёл по причине прогрессирующей деменции спешу вкратце записать смысл надуманного.
Последние годы, как известно посетителям сайта, я много и небезуспешно занимаюсь натюрмортом. А это свет, стойки, штативы, рефлекторы, драпировки, зажимы, антураж (будь он проклят - всё захламляет) и квадратные метры (чем больше - тем лучше). Да, ещё компьютер, фотоаппарат, вспышки и т.д. и т.п. И ради чего всё это затоваривание?
Ради иллюзорного счастья возможности самовыражения. Как и любое искусство. За пейзажем тоже и полетать, и поездить, и потопать нужно. В стритфотрафии и по роже получить можно, что уже тяжкие или менее тяжкие. Про обнажёнку и говорить нечего. Там всё в совокупности. Но, вернусь к натюрморту.
Проще говоря, загнётся скоро фотонатюрморт и отдаст свою грешную душу это дитя мезальянса высокого искусства и техногенной падчерицы. То есть, живопись - будет, графика - будет, фотография - тоже будет, а его - не будет. И эту мысль я попробую проаргументировать и проиллюстрировать.
Согласитесь - глупо каждый раз расставлять приблизительно одни и те-же предметы в приблизительно одном и том-же порядке (или беспорядке) , освещать одним и тем-же светом и ещё фотографировать чтобы получить приблизительно такой-же файл как у сотен коллег. На плёнку - ещё глупее, дороже и дольше. Кстати, раньше нас ( фотонатюрмортистов) столько не было. Этому есть простое объяснение. Процесс был долгий, трудный, дорогой и, опять-таки, требовал квадратных метров. Поэтому и задачи у фотографов были другие более меркантильные, а искусство или мастерство нарабатывалось годами.. А нынче ...... и в интернет. Но очень самовыразиться хочется.
Всё человечество стремится к минимуму затрат времени, сил, финансов, но - к получению максимума комфорта и удовлетворения. (Исключение составляют трудоголики. И их много.) Вот я и дошёл до основной мыли. Трёхмерное моделирование - вот наше будущее.
Как говорится, найдите 10 отличий. Слева фотография Дианы Амелиной, а правая - визуализированная модель сделанная Александром Родионовым. Талантливо. И в любой момент можно ракурс, расположение и размер предметов, свет и цвет поменять. А глубина резкости для фотографии недостижимая.
А вот работа Даниила Аликова "Натюрморт с чёрным перцем".
Для меня - это фантастика. Да ещё какое название придумал, чтобы зритель долго рассматривал. Снимаю шляпу, кепку и шапку одновременно. Фотографы и гиперреалисты курят в специально отведённых местах.
И последний пример. Замечательная работа Павла Зазулина которую автор благосклонно разрешил мне попортить в характерной для меня манере исключительно для иллюстрации этой статьи.
Это оригинал с бесконечной резкостью.
Моя вариация с размывкой дальнего плана и накладками.. Не подумайте, что я хотел сделать лучше. В таком варианте кто скажет что этого никогда в природе не было. Не было, а появилось без всякого фотографического вмешательства (или "мешательства"). Появилось точно так, как появляется картина у художника.
Вывод по теме я уже сделал. Чувствую, возникает извечный вопрос: "Что делать?". Отвечу некорректно. Вопросом на вопрос. Что делали, к примеру, художники "Мира Искусства"? Работали, умирали в своём стиле, изменялись, искали и находили новые формы. Старались соответствовать эстетической волне или сами её формировали. Натюрморт или "предметка" ещё долго будет существовать в прикладной фотографии. Всё будет зависеть от скорости роста количества мастеров компьютерной графики. Думаю, этот рост будет лавинообразным судя по количеству новых программ для моделирования. В традиционных формах искусства всё останется по прежнему в виде перманентной стагнации.
Ещё раз высказываю свою благодарность талантливым авторам использованных мною работ и приношу соболезнования "фотонатюрморту" как жанру.
Благодарю за внимание.
А вот в каком вопросе я не согласен с вами категорически, так это в том, что фотонатюрморт скоро помрёт. Выживет, гад, несмотря на коронавирус и общий интерес к стрит-фотографии! Мне представляется, что залог его выживания не студийный надуманный на 100% натюрморт, эдакая отрыжка живописи в фотографии, а репортажный натюрморт, подсмотренный в жизни, а не срежессированный автором. В смысле - фотографом. У жизненных коллизий тоже есть автор, - то ли случай, то ли тот, кто наверху и незримо правит всем. Мне лично подсмотренные взаимоотношения предметов, которые удаётся запечатлеть фотоаппаратом, уже давно интереснее искусственно созданных, а для "самовыражения" это даже интереснее, ибо выражаешься не только от собственного имени, но берёшь в соавторы этого, ну, того, кто наверху. :)
1 Промысел Создателя считаю для себя непостижимым и этого стараюсь не касаться.
2 Самовыражение через случайно увиденное или осознанно срежиссированное. Любой художник пользуется набросками или фотографиями для серьёзной станковой работы. Очень хороший художник видит на столько совершенный образ будущего произведения, что почти не меняет этот образ ни по цвету ни по композиции в процессе воплощения.
3 Отрыжку и прочие аспекты процесса "пищеварения" живописи обсуждать бессмысленно.
Я уверен, что смысл статьи Вы прекрасно поняли. Как скоро мы придём к замене реальности рукотворными моделями - вопрос времени. Но, произойдёт это обязательно.