В современном мире фотографии важность композиции трудно переоценить. Многие фотографы изучают различные элементы композиции, чтобы улучшить свои работы. Однако что стоит за восприятием изображений? Каким образом мозг реагирует на визуальную информацию? Попробуем заглянуть под капот человеческого мозга и узнать, как эти процессы влияют на фотографию.
Каждый фотограф обучается замечать различные композиционные элементы в работах других, а затем применяет те, которые находят отклик, в своей практике. Вы везде ищете правило третей, спирали Фибоначчи и золотое сечение. Свет, цвет и контраст помогают создать фокусный пункт изображения.
Но как работают не художники? Они не анализируют красивое изображение на наличие ведущих линий или спирали Фибоначчи. Невероятно, но они просто воспринимают информацию и реагируют на нее, возможно, так, как вы намеревались.
Фотограф как «хакер»
Наш мозг «поглощает» изображения, и мы, зрители, реагируем на них. Фактически, будучи фотографом, вы выступаете в роли «хакера», воздействуя на нейроны в сознании зрителей через их глаза.
Чтобы успешно «взламывать» восприятие, фотографы используют разнообразные композиционные инструменты: ведущие линии для привлечения взгляда, освещение для создания настроения и цвет для формирования фокуса.
Слои восприятия
Можно выделить пять «слоев» в обработке визуальной информации:
Слой внимания
Здесь происходит практически мгновенная обработка. Ваш сетчатка обрабатывает и улучшает информацию, затем отправляет её в мозг. Чтобы привлечь внимание зрителей, используйте яркий контраст, движения или размеры объектов. Успех заключается в том, чтобы действительно зацепить зрителя в этот момент.
Слой организации
Это когда задействуются более сложные функции мозга. Правило третей, золотое сечение и диагонали начинают играть важную роль. Элементы, такие как симметрия и глубина, помогают достигнуть гармонии и визуального потока.
Слой эмоций
На этом уровне обработки информация становится еще более сложной. Эмоции могут варьироваться от страха до счастья, в зависимости от контекста и цветов в изображении. Задача фотографа — использовать свет и текстуры, чтобы создать желаемую атмосферу.
Нарративный слой
Здесь мозг начинает связывать объекты в историю. Важно формировать взаимоотношения между элементами и рассказывать о том, что происходит на изображении.
Символический слой
В этом слое происходит глубокая интерпретация символов и абстрактных концепций. Используйте универсальные символы и метафоры, чтобы создать многослойный и глубокий визуальный контент.
Подходя к фотографии с этой точки зрения, не только становится ясней влияние различных композиционных элементов, но и освобождает от необходимости запоминать все инструменты композиции. Теперь вы знаете «почему» композиция важна, а не только «как» её применять.