Что такое "хорошая фотография"?

endegor
2016-03-11 16:44:44 +0100 508 9 17

Что такое "хорошая" фотография? В этом вопросе, сколько фотографов, столько и мнений. Пожалуй, мнений даже больше чем фотографов, потому что все люди развиваются и то, что человеку было "хорошо" вчера, становится "не очень" сегодня. Как и наоборот. Такая разноголосица совершенно закономерна и весьма полезна - сложно представить, что случилось бы с фотографией, будь канон единым для всех... 

http://36.media.tumblr.com/tumblr_m46lhl7Vb41rptwaco1_1280.jpg
Вики Коллерова (Словакия). On being an apple

Что же делает фотографию хорошей? С моей точки зрения – это совместная работа фотографа и зрителя. Без труда этого тандема фотографии просто нет, причем каждая из сторон должна пройти свою часть пути. 

Сначала о работе фотографа.

Найти предмет. На мой взгляд, наименьшая из работ. Да это заслуга, добраться до красивого места или шедевра архитектуры, встретить интересного человека. Кажется, остается только навести аппарат и нажать на кнопку. При современном уровне техники это можно сделать без труда, требуются лишь минимальные навыки съемки и подачи материала. Главное не испортить снимок откровенным браком типа заваленного горизонта или вспышки "в лоб". Что же тут не так, почему этого мало для хорошей фотографии? А то, что так может сделать почти каждый. 36 человек выходят из туристского автобуса и у 35 получаются похожие снимки. Эта фотография - массовая продукция, и как всякая массовка-штамповка стоит недорого, каким бы распрекрасно-интересным ни был объект съемки.

Поймать момент. Это работа потруднее. Фотография как остановленное мгновение жизни, которое теперь навсегда запечатлено на пленке или в памяти компьютера, которое возможно не увидел бы никто, а теперь могут увидеть все. Оказаться в нужное время в нужном месте, суметь поймать событие в объектив – это уже не массовое производство, а "индпошив", штучный товар. И это гораздо ближе к хорошей фотографии… если конечно запечатленное событие того стоило. Главное - хотеть искать событие и реально его искать. Могут это делать многие, но немногие хотят.

Передать состояние. Для меня - наиболее трудная работа. Это уже совсем не товар, это авторское творение, единственное и неповторимое. Фотография как уникальный визуальный образ, который может воздействовать на зрителя помимо логики, восприниматься интуитивно, и тем не менее передавать через себя и настроение, и чувства, и мысли. Фотография как поэзия, выраженная через вариации света, сочетания цвета, ритмы композиции… Суметь увидеть, показать необычное в обычном, показать общее через частное… Наверное, для этой работы нужен дар. Можно очень хотеть ее сделать, но так и не суметь. А можно даже не думать о ней, но получать замечательные результаты. Получается, все хотят, немногие могут.

Вложить душу. Абсолютно необходимая работа. Можно поймать в кадр уникальный момент и остаться при этом злобным папарацци. И зритель это ощутит. Можно самый интересный объект снять равнодушно. И зритель это тоже ощутит. Можно формально построить идеальную композицию с визуальными рифмами, но это никого не тронет, потому что в ней нет души. Чувства фотографа, его состояние, мысли, остаются на снимке, хочет он этого или нет. Нельзя снимать не переживая. Не любя людей и предметы с которыми работаешь. Не погружаясь в пейзаж, "отрабатывая" репортаж, походя щелкая портрет. Потому что тогда у фотографии пропадает "заряд", "душа". Мне кажется, эта работа такая простая... Почему же только немногие её делают?


Теперь о работе зрителя.

Нет фотографии без зрителя, как нет музыки без слушателя. С моей точки зрения, зритель создает хорошую фотографию наравне с фотографом. Это как диалог на сцене: какими бы гениальными не были реплики одной стороны, если вторая невнятно мычит, то пьеса проваливается.

Уметь читать. Если фотограф "пишет" снимок, то зритель должен его читать. Для этого оба должны как минимум говорить на одном языке. Зритель должен понимать композицию фотографии, уметь вникать в ее содержание, стараться понять авторский замысел. Тогда он сможет сказать: "хорошо" или "плохо" потому что.… И те, кому "хорошо" вместе с фотографом создадут хорошую фотографию. Пусть даже только в своем узком кругу.

Уметь видеть. Легко смотреть фотографии, гораздо труднее их "видеть". Видеть не только, что изображено, но и как изображено, какими средствами, насколько оригинально и эмоционально подан материал, что нового он несет. Можно совершенно неожиданно для себя вдруг "увидеть" фотографию, мимо которой уже неоднократно прошел. И сотворить для себя маленький шедевр. Или наоборот, обнаружить зияющую пустоту за красивой оберткой.

Понимать фотографа. А еще за снимком нужно видеть автора, ощущать его энергетику, его настроение. Если хотите, сопереживать ему, как бы снимать вместе с ним. И это тоже сделает фотографию лучше, придаст ей дополнительное измерение...

Покажу три снимка, которые в свое время стали для меня - как зрителя - своего рода откровениями. Один в начале этого текста, другие ниже. Не буду комментировать, посмотрите на них и может быть вам тоже понравится...



Евгений Ком. Библейский сюжет

http://fotokudra.lt/files/I59420.jpg
Леонид Тугалев. Портрет

В заключение выдержка из статьи, которая очень близка мне по духу.

Кен Роквелл. "Как делать хорошие фотографии"

Фотография пробуждает страсть и вызывает волнение в душе и теле другого человека. Если Вас не интересует объект, результат не превысит среднего уровня. Глубоко заинтересуйтесь - и случатся невероятные вещи. Потеряйте интерес - и о Вас быстро забудут. Фотография - искусство сообщения страсти. Вы должны быть страстно увлечены тем, что Вы фотографируете. Если Вы будете страстны, то Вы получите отличные результаты, если Вы будете вялы - не получите.
Соответственно, технические средства Вам в этом никак не помогут. Многие обвиняют в своей несостоятельности технику и думают, что просто закупая все больше и больше техники они решат эту проблему. Тем самым они оправдывают свое нежелание тратить свою драгоценную умственную энергию на что-либо кроме покупки нового оборудования. Вы согнулись бы от смеха, если бы просмотрели электронную почту этого сайта: 99 процентов писем приходит от людей, которые думают, что все, что они должны сделать - это потратить какую-то сумму и тогда хорошие фотографии польются как из рога изобилия. Вы должны глубоко увлечься и отнестись к своим чувствам серьезно. Вы не нуждаетесь в деньгах или оборудовании, отличном от того, которое Вы уже имеете. Иногда я пользуюсь обычной P&S камерой и получаю отличные результаты!
Если вас заинтересовало – продолжение тут: http://www.kenrockwell.com/tech/howtor.h...

508 просмотров 9 комментов 17 оценок

КОММЕНТАРИИ 9 Чтобы писать комментарии, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Мила 2016-03-11 21:53:30 +0100
Николай, спасибо…интересный материал…второй, из приведенных Вами снимков - очень нравится…можно смотреть долго…это, действительно, Фотография с большой буквы...
Tref 2016-03-12 13:44:23 +0100
хорошо рассказал.. подпишусь под каждым словом.. )
Serj Kirillov 2016-03-13 10:10:43 +0100
Ни с чем не сравненное удовольствие читать фотографии, я бы уточнил вчитываться )
Хорошо написали.
Lina 2016-03-16 16:18:09 +0100
Хорошо написано, вдумчиво, доходчиво и не растекаясь мыслию по древу...
Вроде бы всё это уже знаешь, но вот так, почти тезисно, - это буквально карманный учебник.)
Буду перечитывать еще, спасибо.)
Lina 2016-03-16 16:28:23 +0100
Да, за ссылку - отдельное спасибо! Зачиталась...
antip49 2016-04-04 15:41:32 +0100
Крошка сын пришел к отцу, и спросила кроха: "Что такое "хорошо", а что такое "плохо"... Тема стара, как мир и нова, как крик младенца. Сложить предлагаемый пасьянс, всё равно, что выиграть квартиру в лотерею:))) Может назовете произведение искусства, почитаемое всеми? Я, например, не понимаю восхищения перед Моной Лизой или Черным квадратом. Дискуссия о С.Дали без "пи-пи" явно не получится:))), но при этом я не говорю, плохи они или хороши (соответствуют или нет моему вкусу, эстетическим воззрениям и пр.). Вспомнился "диалог двух блондинок": "Вы любите Пазолини?. - О да! Особенно в соусе де-сика!":)))
MarGo 2016-04-14 13:09:14 +0100
Согласна с разделом: работа фотографа.
Но дополнила бы ещё одним пунктом: интуитивный подход к творчеству. Иногда мне кажется, что фотографы - самые нерешительные , чрезвычайно осторожные люди, которые только есть на свете. Слишком многие представители этой профессии не хотят приступать ни к чему новому или необычному, пока не выверят все этапы, по которым предстоит пройти. Такое отношение ко всему новому формируется из-за боязни потерпеть неудачу. Но мне кажется, что если мы хотим знать все результаты заранее, ещё не отправившись в путь, то мы не сможем достичь момента просветления, превозносящего над рутинной работой и приводящего к чему-то более интересному, живому и приятному. Вероятность "позорного поражения" - это цена, которую лично я , например,) готова заплатить за возможность испытать что-то новое, далёкое от моей привычной жизни. Так что тут надо расслабиться.) Не стоит рваться вперёд бездумно, не обладая необходимыми знаниями и не чувствуя озарения. Но тем не менее рваться вперёд нужно.)
endegor 2016-04-14 13:35:32 +0100
В определенном смысле осторожность - это следование писаному или неписаному цеховому "канону". Не последуешь - огребешь от критики, потеряешь клиента и не факт, что приобретешь хоть что-то взамен. Поэтому "безумству храбрых" поют славу, но не спешат следовать )))
...хотя сам я двумя руками "за" )
MarGo 2016-04-14 13:53:27 +0100
вот тут новичкам - карты в руки.)
Всегда можно сказать: ах, простите, не виноватая я, не знала-не догадывалась, неопытная ещё. И ресничками похлопать с целью окончательно обезоружить безжалостных критиков.))) Мне кажется, художники, отстаивающие личностную целостность своего творчества даже с риском получить неодобрительные отзывы критиков, больше способствуют развитию искусства, чем те, чьи работы лишены внутренней убеждённости....