Картинки с выставки: 50 лет Мексики

endegor
2016-11-09 19:43:57 +0100 1409 3 8

Фрида Кало. Автопртрет в рамке. 1938


В парижском Большом дворце открылась крупнейшая за последние десятилетия выставка мексиканского искусства XX века: MEXIQUE 1900-1950. На ней представлены работы "Большой тройки" - Ороско, Сикейроса и Риверы, а также произведения других известных мастеров, таких как Фрида Кало. Мне понравилось как устроена экспозиция: в ней удачно объединены хронологическая линия и тематические группы работ. Этот порядок я постарался сохранить и в последовательности фотографий экспонатов.


Мексиканское искусство до революции

В 1867 году Мексика получила независимость и стала республикой. Стали развиваться национальные институты, была образована академия Сан-Карлос, где художники могли получить классическое образование. В начале 20-века, несколько мексиканских художников получили правительственные стипендии и уехали в Европу для встречи с мастерами новых школ. Они знакомились с постимпрессионистской эстетикой, исследовали возможности футуризма и кубизма. После более чем десяти лет, проведенных во Франции, такие художники как Диего Ривера, Анхель Загарра и Роберто Монтенегро получили широкое признание в парижских авангардных кругах


Анхель Заррага. Женщина и кукла. 1909



Роберто Монтенегро. Святой Себастьян. 1908



Диего Ривера. Портрет Ангелины Беловой. 1918. Ангелина была первой женой художника. Ривера оставил ее когда вернулся из Парижа в Мексику в 1921 году


Мексика и революция

Когда в 1910 началась Мексиканская революция, будущее мексиканских художников за границей стало неопределенным. Некоторые отказались от европейского авангарда, чтобы вернуться на Родину и создать свой собственный стиль, отражающий национальное мышление. Другие нашли убежище в Европе или США, избегая кровавых событий революции при финансовой поддержке своих семей.


Диего Ривера. Сапатистский пейзаж. 1915. Эмилиано Сапата - национальный герой Мексики, один из главных лидеров мексиканской революции.



Рамон Манила. Индеанка из Оахака. 1928



Мардонио Маганья. Мужчина в сарапе и шляпе. 1935
Альберто Градуньо. Красное сарапе. 1918


PA194503_resize.JPG
Науи Олин. Науи и Агасино на фоне Манхеттена. Ок. 1923. Науи Олин - мексиканская поэтесса, художница и модель. Эудженио Агасино - испанский писатель и моряк.

В залах где выставлены произведения эпохи революции на большом экране идет фильм Сергея Эйзенштейна "Да здравствует Мексика" (1932). На мой взгляд, это абсолютно гениальная вещь.


"Да здравствует Мексика", кадр из фильма


"Да здравствует Мексика", кадр из фильма


Большая тройка

Мексиканская революция сыграла главную роль в создании политической, исторической и культурной идентичности Мексики. Она глубоко изменила социальную структуры страны и ее культуру. Самым важным художественным направлением, возникшим после революции, стал Мурализм - монументальные публично доступные фрески на жизненно важные для страны темы. Это был результат поисков национального эстетического языка, понятного всем слоям общества, он возник прежде всего благодаря так называемой "Большой тройке" художников, включающей Диего Риверу, Хосе Ороско и Давида Сикейроса.


Давид Альфаро Сикейрос. Новая демократия (фрагмент фрески). 1945. Дворец искусств, Мехико



Диего Ривера за работой. Оформление лестницы на выствке в Большом дворце


Ороско и революция человека

Работы Ороско, как фрески, так и станковые картины, отражают жестокие события, произошедшие в Мексике в начале 20-го века. Они стали одной из основных тем Ороско на протяжении многих лет. Он писал: "Мир вокруг нас раскалывался. Отправлялись на бойню войска. Взрывались поезда. У церковных порталов поспешно расстреливались несчастные крестьяне Сапаты, попавшие в плен к каррансистам. Люди привыкли к убийству, к пресыщению чувств, к самому безжалостному самомнению, к скотской разнузданности."

PA194180-1_resize.jpg
Хосе Клементе Ороско. Сапатистский марш. 1930


PA194267_resize.JPG
Хосе Клементе Ороско. Христос разрубающий свой крест. 1943


Хосе Клементе Ороско. Пронзенная голова. 1947


Хосе Клементе Ороско. Мертвые. 1931. Картина времен великой депрессии в США. Мне она показалась предвидением 9 сентября 2001.


Сикейрос и классовая борьба

Давид Сикейрос был самым активным художником в общественных и политических движениях Мексики. Его интересовало прежде всего создание общественного искусства, поэтому он отдавал предпочтение фрескам, а не станковой живописи, которую Сикейрос считал более частной. По его мнению, классовая борьба и искусство должны идти рука об руку и только "дуэт" искусства и политики может создать критическую массу преобразований. При этом искусство должно задавать вектор движения в этой связке.

PA194238-1_resize.jpg
Давид Альфаро Сикейрос. Автопортрет (Лихой полковник). 1945


PA194238-1_resize.jpg
Давид Альфаро Сикейрос. Смерть и похороны Каина. 1947. Туша гигантской мертвой курицы символизирует гибнущий капитализм.



Давид Альфаро Сикейрос. Наш настоящий вид. 1947



Давид Альфаро Сикейрос. Этнография. 1939


Диего Ривера и социальная утопия

Вклад Диего Риверы в искусство был очень разнообразен. Хотя он тесно взаимодействовал с европейскими художниками-авангардистами, он не хотел быть частью их, а разработал свой собственный метафорический язык, который поддерживал революционные идеалы и раскрывал историю своей страны. После возвращения в Мексику в 1921 году, Диего Ривера создал настоящую иконографическую утопию, популярный и в то же время монументальный образ индейской и смешанной мексиканской наци, чье будущее полно величия и прогресса. Это способствовало появлению чувства национальной гордости и принадлежности к своему народу, помогло выковать новое мексиканское самосознание, существующее по сей день.

PA194183-1_resize.jpg
Диего Ривера. Продавец пиноле. 1924 (pinole - еда из поджаренного маиса с сахаром)


PA194203-1_resize.JPG
Диего Ривера. Продавец цветов. 1943


RC.jpg
Диего Ривера. Река Хучитан (фрагмент). 1953


PA194531_resize.JPG
Ольга Коста. Продавщица фруктов. 1951. Картина-аллегория: показаны собранные воедино плоды, характерные для различный провинций и регионов Мексики


Сильные женщины

Мексиканская революция существенно изменила структуру общества: когда мужчины ушли на войну или искать работу и средства к существованию, женщины взяли на себя новые обязанности - сначала в вооруженной борьбе, затем в реконструкции культуры и образования в обществе. Образы сильных женщин, которые шли вместе с революционерами, приобрели особое значение и символически перекликались с образами "сильных женщин" Библии. В художественной сфере женщины также стали играть важную роль: они помогали известным художникам или сами становились авторами, участвовали в поисках эстетического языка, способного выражать свои мнения и чаяния.


Тина Модотти. Гитара, патронташ и серп. 1929.
Фото для афиши автора и исполительницы песен Кончи Мишель



Тина Модотти. Демонстрация рабочих. 1926.



Давид Альфаро Сикейрос. Портрет Марии Асунсоло. 1944(?). Мария Асунсоло, искусствовед и коллекционер, "муза эпохи", двоюродная сестра актрисы Долорес дель Рио, одна из наиболее часто портретируемых женщин своего времени.



Ольга Коста. Автопортрет. 1947. Ольга Коста (Костаковская) попала в Мексику в 12 лет и стала не только национальной художницей, но и видным культурным деятелем, основателем галерей и музеев.



Доктор Атль (Херардо Мурильо). Портрет Науи Олин. 1922. Мурильо был писателем и художником, несколько лет возглавлял мексиканскую академию искусств Сан-Карлос. Его возлюбленной в 20е годы была поэтесса и художница Кармен Мондрагон, которой он дал ацтекское имя Науи Олин (Вселенная).



Роза Роланда. Автопортрет. 1962. Роза была известна как фотограф, художница, танцовщица и хореограф.



Фрида Кало. Двойной портрет, Диего и я. 1944. Фрида была третьей женой Диего Риверы, их свадьба состоялась в 1929 году. Этот бурный союз называли "браком слона и голубки" он продержался 10 лет, а затем возобновился в 1940 году после годичного развода.



Фрида Кало. Две Фриды. 1939. Картина написана вскоре после развода с Диего Риверой. Портрет показывает две разные личности Фриды: слева традиционная Фрида в национальном костюме и с разбитым сердцем, справа новая, независимая, современно одетая Фрида.



Фрида Кало. Автопортрет с остриженными волосами. 1940 (фрагмент). Картина периода развода с Риверой. Текст на полотне (на который падала густая тень от рамы и который я из-за этого оставил за кадром) - слова из испанской песни: "Знаешь, я любил тебя только за твои волосы, а теперь ты стриженая, и я тебя больше не люблю".



Фрида Кало. Солнце и жизнь. 1947. Аллегория зачатия: солнце и растения дают жизнь плодам в утробе. Но всё на картине плачет, отражая неизбывную печаль Фриды перед своим вынужденным бесплодием.



Диего Ривера. Портрет Долорес Олмедо. 1955. Долорес Олмедо - предпринимательница, филантроп и музыкант, друг Диего Риверы и Фриды Кало, основательница музея, располагающего ныне крупнейшей коллекцией их работ.


Другие лица мексиканской школы живописи

Мексиканская школа живописи представленная "Большой тройкой" получила такую репутацию, что затмила другие эстетические движения, также подарившие миру замечательные произведения. В годы мировых кризисов Мексика становилась местом работы многих европейских художников, стремящихся избежать политических преследований, которые свирепствовали в Европе. Мексика превратилась в место встрчи и своего рода плавильный котел различных художественных школ. Здесь произошла встреча сюрреализма и магического реализма, результатом чего стали новые гибридные течения.



Роберто Монтенегро. Портрет Чучо Рейеса и автопортрет. 1926. Чучо Рейес - мексиканский художник, антиквар, коллекционер



Мигель Коварубиас. Адольф Гитлер и Хью Лонг против Иосифа Сталина и Бенито Муссолини. 1933. Хью Лонг - американский сенатор, радикальный демократ, собиравшийся бороться за пост президента США, но застреленный в 1935 году.



Руфино Томайо. Животные. 1941



Вольфганг Паален. Золотое руно. 1937



Алис Рохон. Баллада Фриды Кало. 1952


PA194435_resize.JPG
Антонио Руис. Сон Малинче. 1939. Индеанка Малинче, наложница и переводчица Кортеса, сыграла большую роль в завоевании Мексики испанцами в XVI веке.



Хуан О'Горман. Проект монумента "Рождение Венеры". 1976

1409 просмотров 3 комментария 8 оценок

КОММЕНТАРИИ 3 Чтобы писать комментарии, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Lina 2016-11-09 21:44:32 +0100
Очень впечатляющая галерея. Тут одним часом не обойдешься. Надо будет вернуться еще и еще.
Svetlanka 2016-11-17 18:22:08 +0100
Соглашусь с Линой... Это необходимо рассматривать долго и вдумчиво...Спасибо большое, Николай, очень интересная публикация!
Tref 2016-11-22 22:02:12 +0100
супер!.. вернусь посмаковать.. ) спасибо!