"Грабли" макрофотографа - любителя

Mx110
2015-10-13 21:42:55 +0100 1643 19 15

Сразу оговорюсь, я не стал мастером, я не выиграл ни одного конкурса … нет, выиграл один раз на photoawards.ru ( да и то, наверно потому что других фотографов не было, повезло в общем ) и взял ещё несколько вторых и третьих мест но это же не «Золотая черепаха» так что … я не стал мастером. Меня и украли-то всего один раз. Olegek, я не знаю кто ты, но я не обижаюсь на тебя ( хотя и написал пару ласковых ), я дорожу этим как медалькой, ты … ты первый и единственный мой поклонник который оценил меня как мастера украв мою фотку. В моём арсенале отсутствует дорогие объективы и вспышки, а фотоаппарат уже считается устаревшим. Я, не знаю как делать шедевры, просто я расскажу о тех граблях на которые я натыкался, с маниакальным упорством, чуть ли не каждую съёмку.

Грабля 1
Когда я дозрел до покупки своей первой зеркали я уже определился с брендом, бренд назывался «Моя первая зеркалка» - отличный фотик! Nikon D60 Kit купленный мной в Эльдорадо ( не ржать! ), в моих глазах светился «светом полу-профи», как минимум ( вот сварщики в таких сияниях хорошо разбираются )! Я, не буду описывать то чувство, с которым я вёз новенький фотоаппарат в автобусе, просто это чувство знакомо всем эльфам, объевшихся перебродившими ягодами.
Самое сложное было позади, осталась мелочь - "выйти в свет", так сказать. Кто-нибудь знает как отличить опытного макрофотографа от начинающего ? Нет, не по оборудованию, а по поведению, опытный фотограф он уверен в себе тогда как начинающий … эх, кто-нибудь видел как молодая собака делает кучу где нибудь в поле ? Она, озирается огромными, выпученными ( иногда красными ) глазами по сторонам и на её морде читается страх, страх что её украдут ( навеяно Я. Гашеком «Похождения бравого солдата Швейка» ), так и начинающий макрофотограф, крадётся в джунглях близлежащего леса, озираясь по сторонам, прислушиваясь к каждому шороху и цепенея от любого звука а всё потому что не привык и стесняется. Это потом, ему будет по барабану-кто там вертит у виска, о чём шепчутся случайные грибники, а в первый раз как то не до насекомых, просто птичек поснимать и домой.

Грабля 2
Буду краток, после просмотра своих первых макро - фотографий сюрреализм стал как то понятнее и ближе. Это и не мудрено, насекомые как то прознали что я новичок и нагло, в открытую, стебались надо мной. Они разлетались передо мной, даже если я крался затаив дыхание, замирал в неудобной позе на несколько минут, ложился в траву становясь открытой площадкой для взлёта и посадки, да и просто сократить путь … примеров много, но высшим пилотажем у них было дождаться когда я всё таки подкрадусь к нему, терпя неимоверные укусы комаров и слепней а оно, насекомое улетало когда я уже ловил его в фокус или хуже того поворачивалось ко мне жопой а потом улетало! Те, немногие … да что там, единичные, случайно получившиеся фото были с какой то кошмарной резкостью. Если учесть что Nikon Capture понимал только английский (а я нет) в комплекте тогда была триал версия, всем понятно что снимал я в JPEG на китовый объектив. Макро всё больше и больше становилось для меня каким-то призрачным понятием. Я уже в открытую признавал себя не великим фотографом как вдруг… Nikon сломался. Его так и не сделали за 45 дней положенных по закону, и Эльдорадо вернуло мне деньги. Я знал куда я их потрачу! Точно на Canon!

Грабля 3
Итак, новый комплект оборудования был собран! На вооружении у меня стояло: Canon 500D, два (!) комплекта макроколец М42, резкий как бритва, объектив Индустар 50-2 и мощный (я так искренне думал) светодиодный фонарик которым я хотел подсвечивать насекомых вместо вспышки. В нашу первую встречу с моим новым оборудованием, насекомыши перестали нагло не обращать на меня внимание, а притихли и уважительно щурились, давая пофоткать себя в разных ракурсах, пока блин они не увидели в моих руках фонарик и не поняли что я собираюсь им делать …, мой авторитет в очередной раз был растоптан.
Стало понятно, что нужна была вспышка. От таких мыслей я стал плохо спать по ночам, часто приходил на работу не отдохнувший, весь разбитый. Нет, всё это не потому что не спалось ночью а потому что жаба душила, душила - душила ( иногда мутузила ) и приговаривала: - «И нахрена тебе вспышка когда у тебя встроенная есть?» И действительно, зачем внешняя вспышка, когда за встроенную деньги заплачены? Вот так и появилось приспособление для встроенной вспышки. С рассеивателем я экспериментировал долго, нужно было как-то избавиться от бликов. Блики выдавали «искуственность» фотографии а хотелось как у Яна Ларри - натуральности. Пришёл, методом тыка, к выводу что переотражение от пенопласта даёт очень хорошие результаты.

Грабля 4
В очередной раз, насмотревшись в интернете отличных макрофотографий я понял что мне нужен ещё один комплект макроколец. «Ну, теперь всё, держитесь малявки», думал я, подходя к муравейнику вооружённый тремя, блин, комплектами макроколец… и зря.
Муравьи … муравьи сродни эльфам, вроде есть и вдруг бац, и нету. То есть вот так его видно а в видоискатель не видно. Как-то странно, так есть, а так нет, чудеса. Чудеса были до тех пор, пока я не замерил приблизительную скорость их движения и не умножил на увеличение … получалось очень быстро, олимпиада отдыхает, это что-то из области формулы 1. Что-то надо было делать, мне моим оборудованием не снять великий кадр. Однажды я заметил что не все муравьи быстро бегают некоторые принимают агрессивную позу выставляя из под себя брюшко с муравьиной кислотой которой они брызгают! Вот этих то и можно было по фотографировать, правда они быстро теряли интерес ко мне и тоже начинали бегать но было несколько секунд ( в среднем 6 сек. ) которых хватало для того что бы сделать кадр. Это были охранники, они не собирали еду, а только охраняли тропы по которым рабочие муравьи несли свою добычу, иногда охранники приставали к рабочим и те их кормили это как потом я узнал, называлось трафалаксис. Была ещё одна группа муравьёв на дереве, они никуда не убегали и не защищались, они наоборот привлекали к себе внимание потому что были старые и проку от них было мало, так пусть же их первых съест злая птица, хоть какая то, от них польза - так, наверно, решил "добрый" совет муравейника.
Очередной раз, лазая по Интернету я узнал что обмен веществ у насекомых напрямую зависит от температуры, стало понятно откуда такие интересные фотографии всяких мух в капельках росы да ещё и без вспышки, насекомые просто спали или были очень малоподвижны и терпеливо ждали когда их высушит и нагреет солнышко. К муравейнику я стал ходить пораньше, когда ещё было прохладно, муравьи были сонные и медлительные, работать не хотели и просто слонялись по дереву. Это дало свои результаты, появилась маленькая надежда и прибавилось уверенности.

Грабля 5
Эх! Если б я сразу знал что ближняя память у насекомышей меньше трёх секунд … я бы приближался к ним со скоростью 2-3 см. в три секунды и тогда они принимают тебя за своего, если уж совсем не наглеть и не пихать их объективом. А ещё, некоторых насекомых можно немного погонять и оно устав, даст сделать несколько кадров.

Грабля 6
Уровни, кривые, баланс белого … фигня какая-то! Фотографировать надо так что бы не пришлось густо краснеть сидя за компьютером! Вот девиз начинающего нуба, которому просто вредно знать про обработку фотографий в каких то там дурацких редакторах. Отмазка железная - появляется пластмассовость и неестественность в снимках, это не для нас, мы шыдевры сымаем! Спасибо Павлу Глазкову (владельцу тогда сайта takefoto.ru а сейчас macroworld.ru) который, в своё время, буквально на пальцах по интернету объяснил что с этим богатством делать. В скором времени, на моих фотках стали появляться оттенки зелёного и синего. Фото стали намного реалистичнее, цветастее и комментарии, типа « Эффект сепии мне понравился, только, мне кажется, к этому сюжету он не подходит» потихоньку отошли в прошлое.

Грабля 7
Столкнулся ещё с такой проблемой, стал замечать, что если одеть три комплекта макроколец, то в центре кадра происходит потеря контрастности. Было неприятно смотреть на белесое пятно в центре, где всё самое интересное. Не помню свои умозаключения, но пришёл к выводу что нужно поставить самодельную бленду только с обратным конусом , получилось как карандаш. И центральная засветка пропала. Кадр был ровный по контрасту. Вот такой я молодец а на лбу ещё много места для шишек! )))

Написано в 2013 году.

1643 просмотра 19 комментариев 15 оценок

КОММЕНТАРИИ 19 Чтобы писать комментарии, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Mx110 2015-10-14 20:56:33 +0100
Прошу сильно не пинать ))))))
Lina 2015-10-14 22:41:01 +0100
)))) Зачиталась... Если бы прочла это сегодня утром, Вы сделали бы мой день! Но прочла только сейчас -- и Вы сделали мой вечер.)) Огромное спасибо за удовольствие от чтения и за подаренное настроение. Надеюсь, продолжение следует...)
Mx110 2015-10-14 22:57:02 +0100
Рад что понравилось ! ))) Насчет продолжения надо подумать ))))
Lina 2015-10-14 22:59:08 +0100
)) Подумайте... Согласна подождать.)))
Mx110 2015-10-14 23:20:35 +0100
))) Хорошо, попробую ещё о чем ни то.)))
Голубика 2015-10-18 00:31:51 +0100
На "Грабле1" я уже не могла сдерживать себя, и смеялась почти взахлеб, ...до боли узнавая себя )))
Mx110 2015-10-18 00:44:28 +0100
)))))
Голубика 2015-10-18 00:46:33 +0100
Вы мне напомнили мои книжки о животных, которыми я зачитывалась в детстве!! Спасибо за увлекательный рассказ! Думаю, спать сегодня я буду крепко, и даже знаю, о чем будут мои сны..))
Mx110 2015-10-18 01:04:19 +0100
Спасибо за доброе слово ! ))))
antip49 2015-10-20 16:10:42 +0100
Пятая грабля интересна, если не выдумка. Все остальное подчёркивает и подтверждает аксиому: "Сначала изучи теорию, потом хватайся за железо". Не имеет значения какой аппарат - фото или сварочный. С экономит время, а может поможет решить: "А это мне нужно?"
Mx110 2015-10-20 20:24:55 +0100
Правда ! )))
Геннадий Мещеряков 2015-10-26 11:19:43 +0100
Хорошо написано, и с юмором всё! Настроение поднимает!
Для встроеной пыхи, пользуют изолон, вырезают прямоугольник из него и в нем же вырезают круглую дыру, под диаметр объектива, потом одевают на объектив и работают с встроенной пыхой.
Лучше всего снимать раним утром и вечером, когда солнышко помогает... и насекомыши менее активны. А ещё крайне важно, планировать и наблюдать, что снимать, кого, где и когда. Никон и Кенон вполне нормальные камеры, просто не свезло вам. В эльдорадо нельзя делать покупки... Никон даже лучше переносит экстремальные условия (влажность, перепады температур, мороз и прочие сладости))). Но эти бренды (Никон, Кенон) вполне заслуженные трудяги!
По поводу программ ФШ, КН и прочих... лучше сразу снимать так, что б время на обработку в этих программах, уходило максимум 2-3 минуты на один снимок.
Буду рад поделиться всем, что знаю.
Mx110 2015-10-26 18:20:25 +0100
Спасибо ! ))
Stream 2015-11-02 23:20:28 +0100
Очень понравилось!!!)))
Mx110 2015-11-03 00:08:16 +0100
Спасибо ! ))
Alexandr 2016-01-21 19:02:28 +0100
Грабля 8 - штатив. Грабля 9 макрорельсы. Грабля 10 - кольцевая вспышка. Грабля 11 объективы перевертыши. Грабля 12 вторая вспышка для подсветки фона. Грабля 13 прищепка для устойчивости. Грабля 14 полярик для снятия отблеска с хитина.
Irina K. 2016-04-10 12:36:55 +0100
Супер! Юморите неподецки! Очень понравилось!!
Mx110 2016-04-10 14:24:03 +0100
Спасибо ! )))
galinaseverinova 2016-09-21 07:22:50 +0100
Очень понравилось. день начался с позитива. Как хорошо, что я не одна-такая!