Не так давно в Италии, собирались мы всей семьёй (точнее, теперь уже двумя семьями, ибо дочка замуж-таки вышла) в Сатурнию на целебные источники. Массаж струями этого горячего водопада, падающего по невысоким известковым ступеням в бурную речушку, был запланирован моей супругой Мариной ещё в Москве. Забегая вперёд, скажу, что настаивала моя супруга на этой процедуре не зря – удовольствие неописуемое. Накануне вечером дочка вдруг спрашивает: – Пап, ты Ностальгию Тарковского смотрел? – А как же! Больше того – все фильмы Тарковского почти наизусть знаю. – А хочешь, заедем в Баньо Виньони, в термы? Там снималась сцена, как Янковский со свечой ходил. Это, можно сказать, по пути. – Обязательно надо заехать! Такое место… Здесь надо сделать отступление, и сказать несколько слов об итальянских дорогах. Добраться по ним в нужное место можно только в двух случаях: если ты наизусть знаешь дорогу, и если у тебя прекрасный навигатор со всеми обновлениями. Иначе шансов доехать практически никаких. Через каждые 2 – 3 километра запутаннейшие развязки без внятных указателей, и даже имея хорошую карту, разобраться в направлениях трудно. У дочки с мужем отвратительная карта, и навигатора в машине нет. Франческо пользуется вместо него своим «умным» и не новым мобильником, в котором есть функция навигации, но для ориентирования на дорогах Тосканы сей прибор не годится. Даже если из пункта А в пункт В есть прямая автострада, то мобильник умудряется проложить между этими точками такой замысловатый маршрут, что вместо 120 км придётся проехать все 300. (Реальный случай – без шуток.) Люська знала, где находится это Баньно Виньони приблизительно – была там давно, Франческо не бывал там вовсе. Делать нечего – доверились мы этому мобильнику, и, разумеется, заблудились.
Пять часов накручивали мы петли по горным дорогам, вымотав Маринку, плохо переносящую автомобиль, почти до бесчувствия. И погода стала портиться, небо затянулось тяжелыми тучами. Когда супруга пришла уже в полное отчаяние, проклиная дурацкий мобильник, погоду, особенно меня, что втянул всех в эту авантюру, и «этого вашего заумного Тарковского, которого тошно смотреть», на дороге как раз попался нужный указатель, который и спас всю нашу экспедицию. Боже – наконец-то! Только выбрались из машины, как тут и заморосило. Между стенами старых домов показался краешек каменного парапета и кусок черепичной крыши. И я узнал это место сразу: почти таким я его и представлял, может, только сам бассейн оказался чуть больше. Народу почти никого, лишь две пожилые пары неспешно бродят между бассейном и каменной стеной ближнего домишки с наглухо закрытыми ставнями. Стёртые ступени, намокшие цветы, свесившиеся за перила. Бульканье воды в бассейне, звенящая от капелек дождя поверхность воды, приглушённая музыка из соседней кафешки, куда все мои попутчики спрятались от непогоды. Я метался под дождиком, выискивая по памяти «тарковские» ракурсы, прикидывая свои варианты, и судорожно щёлкал камерой, торопясь снять хоть что-то, пока не полило всерьёз. Наснимавшись, я забрался под навес и стал искать глазами то место, куда герой фильма поставил свечу, жалея, между прочим, что у меня с собой свечки нету, а то можно было бы зажечь её, да сделать фото совсем по-тарковскому. Пока мечтал, дождик перешёл в настоящий ливень. На макушку мне капнуло. Я посмотрел вверх и увидел, что старая черепичная крыша протекает. Закапало тут, потекло струйкой там, совсем как в Ностальгии.
В фильмах Тарковского течёт много воды. Текут реки и ручьи в Андрее Рублёве, бежит водичка в Сталкере, но такие кадры оправданы и понятны. А в Зеркале и в Ностальгии вода течёт с потолка, и эти сцены меня всегда несколько смущали своей надуманностью. И вот, теперь я своими глазами вижу то, что задумывал и инсценировал Андрей Тарковский. Как точно он всё предвидел, угадал? Или ничего он не придумывал, а просто переносил на киноплёнку из жизни? Я сидел на краешке бассейна в Баньо Виньони, в Италии, в том месте, которое даже не надеялся увидеть своими глазами и смотрел на льющуюся с потолка воду. Я сидел внутри кадра Андрея Тарковского. Не сон ли это был?
Александр, спасибо огромное...получила настоящее удовольствие от прочтения повествования...спасибо за грамотную речь, за память о Тарковском...я бы тоже поехала, чтобы воочию увидеть это место (несмотря на то, что как и супруга ваша плохо переношу поездки в авто...:))...а краткость - сестра таланта, однозначно...:))
@Александр Фурсов, Мне представляется, что у Духа, когда он отправляет фото на доработку, просто есть несколько стандартных наборов фраз. Насколько эти наборы соответствуют изображению - это уже другой вопрос.
@Boris Levakov, Именно так и я считаю. Но, согласитесь, это несолидно. И вообще, когда модерация превращается в цензуру, если всё называть своими именами, то где мы находимся? :(
– Пап, ты Ностальгию Тарковского смотрел?
– А как же! Больше того – все фильмы Тарковского почти наизусть знаю.
– А хочешь, заедем в Баньо Виньони, в термы? Там снималась сцена, как Янковский со свечой ходил. Это, можно сказать, по пути.
– Обязательно надо заехать! Такое место…
Здесь надо сделать отступление, и сказать несколько слов об итальянских дорогах. Добраться по ним в нужное место можно только в двух случаях: если ты наизусть знаешь дорогу, и если у тебя прекрасный навигатор со всеми обновлениями. Иначе шансов доехать практически никаких. Через каждые 2 – 3 километра запутаннейшие развязки без внятных указателей, и даже имея хорошую карту, разобраться в направлениях трудно. У дочки с мужем отвратительная карта, и навигатора в машине нет. Франческо пользуется вместо него своим «умным» и не новым мобильником, в котором есть функция навигации, но для ориентирования на дорогах Тосканы сей прибор не годится. Даже если из пункта А в пункт В есть прямая автострада, то мобильник умудряется проложить между этими точками такой замысловатый маршрут, что вместо 120 км придётся проехать все 300. (Реальный случай – без шуток.) Люська знала, где находится это Баньно Виньони приблизительно – была там давно, Франческо не бывал там вовсе. Делать нечего – доверились мы этому мобильнику, и, разумеется, заблудились.
Только выбрались из машины, как тут и заморосило. Между стенами старых домов показался краешек каменного парапета и кусок черепичной крыши. И я узнал это место сразу: почти таким я его и представлял, может, только сам бассейн оказался чуть больше. Народу почти никого, лишь две пожилые пары неспешно бродят между бассейном и каменной стеной ближнего домишки с наглухо закрытыми ставнями. Стёртые ступени, намокшие цветы, свесившиеся за перила. Бульканье воды в бассейне, звенящая от капелек дождя поверхность воды, приглушённая музыка из соседней кафешки, куда все мои попутчики спрятались от непогоды. Я метался под дождиком, выискивая по памяти «тарковские» ракурсы, прикидывая свои варианты, и судорожно щёлкал камерой, торопясь снять хоть что-то, пока не полило всерьёз. Наснимавшись, я забрался под навес и стал искать глазами то место, куда герой фильма поставил свечу, жалея, между прочим, что у меня с собой свечки нету, а то можно было бы зажечь её, да сделать фото совсем по-тарковскому. Пока мечтал, дождик перешёл в настоящий ливень. На макушку мне капнуло. Я посмотрел вверх и увидел, что старая черепичная крыша протекает. Закапало тут, потекло струйкой там, совсем как в Ностальгии.
В фильмах Тарковского течёт много воды. Текут реки и ручьи в Андрее Рублёве, бежит водичка в Сталкере, но такие кадры оправданы и понятны. А в Зеркале и в Ностальгии вода течёт с потолка, и эти сцены меня всегда несколько смущали своей надуманностью. И вот, теперь я своими глазами вижу то, что задумывал и инсценировал Андрей Тарковский. Как точно он всё предвидел, угадал? Или ничего он не придумывал, а просто переносил на киноплёнку из жизни? Я сидел на краешке бассейна в Баньо Виньони, в Италии, в том месте, которое даже не надеялся увидеть своими глазами и смотрел на льющуюся с потолка воду. Я сидел внутри кадра Андрея Тарковского. Не сон ли это был?
Краткость - сестра таланта? Или нет? :(
Пожалуйста, ознакомьтесь с требованиями к публикуемым фотографиям