Поклонный поморский крест стал неистребимым символом этих берегов. Даже наступившие времена безбожия не смогли одолеть эту благодатную традицию. И ныне по Терскому берегу стоят кресты с вырезанными у их основания датами установки, являющими своеобразную летопись всего, казалось бы, безбожного XX века.
Невозможно было представить себе рыбацкую тоню без креста. Его чудесное действие было залогом успеха на промысле. Примечательно в этом плане соотношение понятий «крестовый» – «богатый» в среде поморов. Встречающиеся названия мест, типа «Крестовый мыс», «тоня Крестовая» и другие – «это не обозначение места, где есть кресты, хотя они там и могли быть, а свидетельство того, что эти места богаты в промысловом отношении». (Филин П. А, Фризин Н. Н. Крест в промысловой культуре поморов Русского Севера // Ставрографический сборник. М., 2001. Кн. 1. С. 167.)
Установка креста была знаком «освоения» тони и освящения данной территории; тоня становилась «своей», обжитой и принадлежащей христианскому миру. Здесь утверждалась воля Божья и чужие, злые силы на данной территории власти больше не имели. Учитывая, что в среде поморов все же сохранялись элементы промысловой магии, то всегда была угроза, что кто-то захочет «отбить» рыбу. К примеру, «если рыбак, у которого рыба не идет, унесет незаметно с уловистой тони горсть песка или кибасок (поплавок) с сети, хорошая тоня “испортится”, а у неудачника начнется лов». Защитой от такой духовной агрессии, надежно нейтрализующей силы тьмы, и служил поморский крест.
Невозможно было представить себе рыбацкую тоню без креста. Его чудесное действие было залогом успеха на промысле. Примечательно в этом плане соотношение понятий «крестовый» – «богатый» в среде поморов. Встречающиеся названия мест, типа «Крестовый мыс», «тоня Крестовая» и другие – «это не обозначение места, где есть кресты, хотя они там и могли быть, а свидетельство того, что эти места богаты в промысловом отношении». (Филин П. А, Фризин Н. Н. Крест в промысловой культуре поморов Русского Севера // Ставрографический сборник. М., 2001. Кн. 1. С. 167.)
Установка креста была знаком «освоения» тони и освящения данной территории; тоня становилась «своей», обжитой и принадлежащей христианскому миру. Здесь утверждалась воля Божья и чужие, злые силы на данной территории власти больше не имели. Учитывая, что в среде поморов все же сохранялись элементы промысловой магии, то всегда была угроза, что кто-то захочет «отбить» рыбу. К примеру, «если рыбак, у которого рыба не идет, унесет незаметно с уловистой тони горсть песка или кибасок (поплавок) с сети, хорошая тоня “испортится”, а у неудачника начнется лов». Защитой от такой духовной агрессии, надежно нейтрализующей силы тьмы, и служил поморский крест.