Искусственный интеллект всё активнее использует возможности генерации изображений. Недавнее исследование показало, что AI может воспроизводить известные произведения искусства, будучи обученным на всего лишь 200 изображениях. Это открывает новые горизонты для фотохудожников и создателей контента, однако вызывает и ряд серьёзных юридических вопросов.
Согласно новому исследованию, генеративный ИИ способен создавать правдоподобные имитации популярных художественных работ, если его обучить на достаточно небольшом количестве изображений. Минимальное количество кадров, необходимое для обучения модели, составляет от 200 до 600, в зависимости от сложности оригинала и его тематики.
Например, для воспроизведения характерных мазков Винсента Ван Гога может потребоваться всего 112 изображений, тогда как для генерации человеческих лиц достаточно 234 изображений. Это исследование проводилось на трех версиях модели Stable Diffusion, которые использовались для оценки их способности создавать изображения, схожие с оригинальными произведениями.
В рамках исследования был установлен «порог имитации», определяющий, сможет ли компьютерная система идентифицировать изображение как подделку. Результаты алгоритмической оценки впоследствии подтверждались человеческой оценкой, что продемонстрировало высокую степень согласия между мнениями компьютеров и людей.
Результаты исследования опубликованы в статье под названием «Сколько Ван Гогов нужно, чтобы получить Ван Гога? Определение порога имитации», представленном на сервере предпечати Корнельского университета. Основной автор исследования, доктор философии в области компьютерных наук Сахил Верма, отметил: "Некоторые удивлены, что это такое низкое число, а другие - что оно высокое".
Это исследование поднимает важные вопросы о том, может ли технологии ИИ нарушать авторские права, создавая произведения, которые напоминают уже существующие работы. "Когда мы работали над данным исследованием, мы поняли, что это имеет огромные последствия для вопросов конфиденциальности и авторского права", - добавил Верма.
Исследование также выходит на фоне растущего числа судебных дел в США, связанных с авторскими правами на произведения, использовавшиеся для обучения ИИ. В августе суд постановил, что группа художников может продолжить свои исковые требования к четырем компаниям, занимающимся генерацией изображений с помощью ИИ, тем самым поднимая ещё более важные вопросы о законности таких технологий.