«Как посмотреть, а какой же цветовой профиль в моей картинке..."

Sanik_Александр
2019-10-05 10:38:46 +0200 28 5 5

«Как посмотреть, а какой же цветовой профиль в моей картинке установлен…»

В последнее время я часто слышу, что-то подобное…

«Вчера проверял настройки ФШ или как он теперь называется - СС. В общем всё нормально, но в ACR было установлено Adobe RGB. Поменял на sRGB.»

«все проделывала в камере RAW. А вот про цветовой профиль не очень поняла. При сохранении снимка у меня стоит галочка напротив "Преобразовать в sRGB". А в самой программе "режим RGB".»

Давайте вместе попробуем разобраться и понять, что-же такое происходит с нашей картинкой и чем-же эти профиля «портят нам картинку» и не сразу, пока картинка дома, вроде как всё нормально, но стоит нам её «отпустить по гулять» на просторы Интернета… и почему-то… с ней обязательно, что ни будь приключиться!

Да, и всё что я буду рассказывать это моё личное мнение, подкреплённое полученными знаниями и по возможности проверенное на собственном опыте, и естественно не является истиной в последней инстанции.

С Фотошопом я уже дружу 12 лет, и честно вам признаюсь, только года через два, после «знакомства», я столкнулся с проблемой, вернее попался свой кадр, размещённый в сети Интернета на котором я сам увидел, как разительно изменился цвет и картинку, как-бы подёрнула серая вуаль – упал контраст. Первое, что в то время пришло в голову сделать, перед загрузкой картинки я стал отправлять её в ФШ (Фотошоп) и там поднимать насыщенность и контраст… и это продолжалось почти год, пока я не окончил пейзажную школу и класс по обработке фотографий. На том сайте была создана закрытая «Пейзажная группа», где мы, можно сказать разбирали «по косточкам» каждую работу, не скрою, доходило чуть «не до мордобоя», но… результаты разборов давали хорошие «пинки мозгам» для дальнейших изучений и познаний фотодела. Так вот именно там, в разговорах я и узнал, что громадная разница в конвертации и назначении профиля, тем более в те годы ФШ был на английском языке и я просто не так понял перевод функции Assign Profile что означает «Назначить профиль», я тогда и «назначал sRGB», что оказалось совсем не правильно.

Возникает вопрос, а зачем ФШ предлагает так много всяких разных профилей, наверняка хочет нас запутать. И если-бы эти профили были не нужны и не важны разработчики сделали-бы просто «профиль Фотошопа» и всё, все довольны и радостны, но это совсем не так. Каждый профиль выполняет только ему порученную задачу. Есть профиль, цветовой охват которого нельзя, в настоящее время посмотреть ни на каком воспроизводящем картинки устройстве, такого просто не существует в природе, но профиль такой есть и он существует много лет.

Этот профиль называется ProFoto RGB, чувствуете он, и называется «Про Фото» о том, чем мы занимаемся. И сейчас я вспоминаю разговор наш на встрече в Суздале в 2011 году. И только сейчас осознаю, как был прав один наш приятель… он тогда так не громко сказал: «… а я обрабатываю в ProFoto RGB…», на что мы все «загалдели» а на фига и устройств таких нет… ну и дальше в этом духе. А что оказывается, я это узнал совсем не давно, может 3-4 года назад. Разработчики Adobe Camera RAW по умолчанию устанавливают цветовое пространство ProFoto RGB в данной программе, или как этот конвертер называется в ФШ « Фильтр Camera RAW», соответственно и в Лайтруме конвертер такой же у них «движки идентичные». И какое-бы цветовое пространство не было установлено в фотоаппарате, хоть AdobeRGB, хоть sRGB они важны при условии съёмки в JPEG-формате, при съёмке в RAW, файл не имеет цветового профиля, он имеет массу информации, всё что «увидела и запомнила» матрица, правильнее сказать сенсор фотоаппарата. И когда мы отправляем RAW-файл в конвертер, то есть в ACR - « Фильтр Camera RAW», то там файлу «присваивается» цветовой профиль ProFoto RGB. Для чего это сделано, ответить за разработчиков, естественно я не смогу, я могу только предположить. Когда в конвертере мы двигаем слайдеры, «машем» кисточками и градиентами повышая или понижая контраст, контрастность, «правим» цвет, «давим» свет, «вытаскиваем» тени… мы добиваемся от картинки, вернее сказать пытаемся вытащить из картинки то, что якобы видели в момент съёмки или наоборот, хотим создать что-то эдакое. Естественно ФШ, вернее ACR должен изыскивать внутренние резервы информации. Вот здесь-то ему и приходит на помощь большой цветовой охват и глубина цвета, которая измеряется в битах. Ему не приходится «придумывать» тона и оттенки, как-бы это было при узком цветовом пространстве и 8-ми битах, у него есть скрытые резервы, которые мы, хоть глазом и не видим, но они есть. И программа, пусть на не совсем «адекватные» иногда наши действия в момент обработки картинки, всё-таки отвечает, до определённого времени, адекватно. А при 8-ми битах, из-за скудости запасов, программа «придумывает не существующий запас» цвета и информации и как следствие образуется постеризация и рвань цвета картинки, особенно на однотонных поверхностях, коими, как правило, в пейзажах являются небеса. И поэтому появляются разноцветные разводы и пикселизация.

Так что же делать?

Если мы снимаем в JPEG и в 8-ми битах и потом дополнительно обрабатываем в ФШ, настройте и в фотокамере съёмку в sRGB, и рабочее пространство ФШ в sRGB.

Для того чтобы в ФШ всегда знать какой цветовой профиль у картинки настраиваем панель «Инфо».

Если пользуетесь Фильтром Camera RAW, настройте «переход» из него в ФШ, тоже соответственно, профиль sRGB и 8 бит. Хотя знаю, в новых версиях ACR, примерно с 2014 года картинку в формате JPEG Camera RAW не должна конвертировать.

А вот в старых версиях ACR, данную надпись Вы должны увидеть при загрузке и JPEG-файла и RAW-файла, но всё-таки для подстраховки если внизу интерфейса увидите надпись, при загрузке JPEG-файла, лучше указать - профиль sRGB и 8 бит. Зачастую на этом этапе и «теряется» профиль.

И производите минимальные «телодвижения со слайдерами» (ползунками) в программе. Да, и я знаю, некоторые пользователи сохранённый из фотокамеры JPEG уже в редактируемых программах «переводят» в 16, а иногда и в 32 бита. Поверьте, если информация якобы «лишняя» была отрезана и выброшена в мусор ещё в фотокамере в момент конвертации картинки в JPEG, то она в программе редактирования из неоткуда уже не появится. Да, соответственно «вес файла» увеличится и всё, а информация в файле останется такая же, как и при 8-ми битах. И даже если вы снимаете в JPEG, то фотоаппарат изначально снимает в RAW-формате и те настройки, которые вы устанавливаете перед съёмкой – это настройка внутри камерного конвертера, довольно «грубая», несравнимая с полноценной конвертацией на мощном компьютере, в силу «ограниченных возможностей» встроенного процессора фотоаппарата.

Для «фанатов JPEGa»… пожалуй, и всё.

А что будем делать мы, «те, кто жарит RAW»?

Попробуем ситуацию «устаканить». С чего же лучше начать, надо, я думаю, попробовать эту необъятную тему и информацию, как-то упростить и попробовать понять, исключить все технические термины и процессы, происходящие внутри и картинки и программ… как это ни странно, но знание большого объёма информации и понимание этой информации, две большие разницы. Мне в молодости, в далёких 70-х годах прошлого века, один умный старик сказал: «Знать – это одно, а осознать, то есть понять – это совсем другое». Так что давайте попробуем понять, что нам делать и как проще, правильно сделать.

ГЛАВНОЕ, давайте запомним. В каком-бы цветовом пространстве мы не снимали, потом конвертировали, дорабатывали в программах, правда за все программы я не могу утверждать, но если вы работаете в Фотошоп или в Лайтруме, то в них вы можете обрабатывать фотографии в любых цветовых пространствах, то есть с любым цветовым профилем. Но! По окончанию работы с файлом и перед сохранением переводим его в 8 бит и, ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНЫ, в русско-язычной версии ПРЕОБРАЗОВАТЬ В ПРОФИЛЬ sRGB.

В англо-язычной Convert to Profile sRGB.

В момент написания этой статьи, чтобы убедиться в правильности моих рассуждений, я сделал тестовые картинки с разными, встроенными в них цветовыми профилями и загрузил сюда на сайт «СуперСнимки». И… все три картинки, практически выглядели одинаково, когда их открываешь в большой размер, а на превью, в маленьком размере они имели тот неприглядный цвет, соответствующий их «не правильному профилю». И эти изменения, видело большинство зрителей.

Хотя были и исключения. Как это ни странно, но я сам, находясь дома у компьютера, видел, что все картинки в большом размере имеют одинаковый цвет, а на работе я видел эти три картинки так, как и должны они выглядеть с неправильным профилем. И приехав к приятелю, у него дома два компьютера, на одном цвет не менялся, а на другом картинки были разные по цвету.

Я задал этот вопрос арт-аналитику, эксперту по цвету, преподавателю Алексею Шадрину, вот что он мне ответил: «При открытии файла в полноразмер начинает работать CMS интернет браузера. На превьюхах она не работает. Правило sRGB актуально и будет оставаться актуальным еще много лет, т. к. не приходится ожидать, что в скором времени все перейдут на охват Adobe RGB.»

И так же было сказано, что не стоит пренебрегать конвертацией в цветовой профиль sRGB перед загрузкой в интернет и надеяться на интернет браузеры. Так, как не известно, насколько качественно и правильно переводятся цвета с разными цветовыми профилями и что люди видят после этого на своих мониторах. Поэтому вывод, если вы хотите, чтобы вашу картинку все люди видели так же, как её видите вы, а не так как там оно получится само собой, то при окончании обработки вы должны перевести цвета в sRGB самостоятельно, под своим собственным контролем. И, НИКОГДА, НИКОГДА, не переключаться на другие цветовые пространства, до тех пор, пока не разберётесь что это такое и зачем они вам нужны!

Я никогда не пользуюсь «автоматическими услугами» ФШ. Всегда делаю в ручную, под своим собственным контролем. Вот скриншот, как я уменьшаю, готовлю для WEB свою картинку в программе ФШ.

Необходимо при подготовке для Интернета сделать так, чтобы не только был сконвертирован правильный профиль sRGB, но чтобы он был ПРОПИСАН в файле! И это ВАЖНО, потому что и с правильным профилем, но не прописанным в файле, Интернет «встречает картинку», как без профиля. И одному создателю Интернета известно, что он с ней в таком случае вытворяет. А если профиль прописан, то картинка без «дополнительных обработок» (касаемо именно цвета) отображается в сетях Интернета, так, как вы и хотели. Я знаю, что эта тема не простая для понимания, и не получается рассказать кратко о ней. И прекрасно знаю, большинство даже не обращают на это внимания, но, а вдруг кто-то задумается и попытается понять эту тему. Вот ещё несколько скриншотов для «общего развития». Что лучше выбрать, когда Фотошоп спрашивает.

Вот так можно посмотреть и проверить, как будет картинка выглядеть в Интернет.

А это, как вариант "автоматического" уменьшения картинки для Интернета.

Я не знаю почему, но многие, я думаю, со мной согласятся, что кофе вкуснее если смолоть зёрна в ручной кофемолке, а не в электрической. Чай из самовара – вкуснее, чем из электрического чайника. Пироги из русской печи гораздо вкуснее, чем из газовой духовки. Да даже тепло исходящее от протопленной русской печи оно совсем не такое, как от батарей отопления. Это я к тому – попробуйте вручную подготовить файл для просмотра в Интернете, а не доверяйте «бездушному автомату» Фотошопа.

Спасибо, что прочитали мои размышления на эту тему, если что-то не понятно спрашивайте, если я знаю ответ, постараюсь ответить, если не знаю, попробуем вместе разобраться. 

Просматривая фотографии в ленте сайта, довольно часто вижу работы с "отрезанным" EXIF, да это нормально, но плохо то, что не "прописан" цветовой профиль. И, что делает с картинкой, вернее с её цв. профилем "Создатель Интернета" известно только ему или ей... ;))

Я предлагаю или советую, чтобы не думать, а что же будет с картинкой и её цветом происходить, потратить лишние пару минут при подготовке картинки для Интернета, и самим вручную и удалить EXIF и прописать цветовой профиль.

Сохраняем картинку с новым именем и смело загружаем на любой сайт и при просмотре картинки мы все увидим, что EXIF отсутствует, а цветовой профиль прописан, тот какой требует Интернет, чтобы правильно передавать все цвета вашей картинки и выглядеть это будет, на нашем сайте, вот так. 

 уроки  фотография  цветовой профиль
28 просмотров 5 комментов 5 оценок

КОММЕНТАРИИ 5 Чтобы писать комментарии, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Коледова Ирина 2019-10-06 04:00:06 +0200
Повторение-мать учения! Спасибо, что еще раз уделили этому внимание!
Sanik_Александр 2019-10-06 09:25:18 +0200
@Коледова Ирина, :)
Ира, пожалуйста! Главное, чтобы пришло понимание о том, что профиль важен и к нему надо относиться, как к "участнику" сложного процесса визуализации вашей картинки другими зрителями всего интернет сообщества.
Sixten 2019-10-08 12:47:49 +0200
Спасибо за статью!
У меня вопрос. Зачем переводить файл после обработки в режим 8 бит из 16-ти?
Я, например, все сохраняю и обрабатываю в TIFF с 16 бит. И для интернета готовлю JPEG из такого файла. Вроде, все путем)
Sanik_Александр 2019-10-08 17:50:25 +0200
@Sixten, Сергей, спасибо!
Вопрос, конечно из другой "оперы", но... я тебе смогу только повторить, то что уже говорил, без "углубления" в данную тему. Я всегда, готовлю и обрабатываю все файлы с учётом, что я их буду печатать. И я же говорил, что после всех работ, вплоть до "наведения резкости" всё выполняю в том цветовом пространстве в котором, на момент обработки работаю, да бывает и в ФШ работаю в ProFoto RGB, особенно если готовлю картинку для ч/б. Но по окончании конвертирую в sRGB и 8 бит. И сохраняю в JPEG. Зачем хранить обработанный файл в формате TIFF, да ещё и в 16-ти битах, ЗАЧЕМ занимать дисковое пространство, ведь один и тот-же файл, но размер в разы больше. У меня перед глазами висит памятка с размерами разных форматов и в сантиметрах и миллиметрах и в пикселах для печати. И внизу жирным текстом написано. Уважаемый Клиент! При самостоятельной подготовке файла к печати, пожалуйста, установите точные размеры файла. Расширения файла: TIFF, JPEG, BMP, цветовой профиль sRGB (8-ми битный), без слоёв и масок.
И я никогда не использую TIFF, не знаю изначально привык сохранять, в промежуточные моменты обработки, бывает, иногда по несколько дней ищу оптимальный вариант, то сохраняю в исконно фотошопном формате PSD, ну... видимо мне так удобнее, а по окончании я его удаляю и если мне требуется переобработать картинку, начинаю с RAW-файла и от той "отправной точки" на которой остановился в прошлом варианте.
Да, и я "не доверяю автоматике" и перевожу и в профиль и в битность и делаю ресайз для Интернета только вручную, как делаю - я выше показал. При автоматике, как я считаю, много "косяков", которые меня не устраивают. Как-то так вкратце. ;)))
Sixten 2019-10-08 18:21:09 +0200
@Sanik_Александр, Саш, спасибо! Я получил ответ на свой вопрос.