Плохая композиция может так же испортить кадр, как неудачно выбранный фон. Да, эту тему часто обсуждают на уроках рисования, где показывают всего пару плохих и пару хороших примеров, оставляя остальное на вашу интуицию, которую, как правило, заедает пицца на диване.
В этом уроке я предлагаю более практический подход к композиции. Что это на самом деле? Из чего она состоит? И, самое главное, как узнать заранее, будет ли композиция удачной, прежде чем провести первую линию, а не понять это, глядя на свою работу с ужасом в глазах? Читайте дальше, и ответы на все эти вопросы вас ждут!
Что такое композиция и почему она так важна?
Попробую объяснить проще: композиция — это расположение элементов, благодаря которому они выглядят как единое целое. В каждом рисунке есть какая-то композиция. Вы создаете ее намеренно или случайно, но без нее нарисовать что-то значимое, как без воды — жизнь. В общем, без нее никуда!
В практическом смысле композиция — это отношения между элементами рисунка. И именно эти отношения мы замечаем в первую очередь, хотя сами они как бы невидимы. Композиция похожа на скелет: мы не видим кости, но именно благодаря им тело выглядит так, как должно, а без них все было бы просто черной дырой.
Скелет создает форму, хоть мы его и не видим.
Да, мы видим форму. Но если вы попробуете нарисовать только ее, то, скорее всего, получите что-то, напоминающее инопланетянина, застрявшего в дверях. Конечно, может вам и повезет, но если помнить о влиянии скелета, ваши шансы на успех значительно повысятся.
То же самое и с композицией. Можно попробовать разместить элементы наугад и надеяться на лучшее, как на удачное место для селфи, но можно и разобраться, как создать хорошую композицию, а затем применить это знание на практике.
Главное в хорошей композиции — это баланс. Слишком много или слишком мало, как в случае с чипсами на вечеринке. Если бы рисунок был блюдом, то композиция — это заправка. Не важно, сколько времени вы провели на кухне, если заправка не та, у вас на столе будет только куча несъедобного!
Какие существуют композиционные элементы в рисунке?
Исходя из того, что композиция — это отношение, мы можем заключить, что элементов должно быть как минимум два. Это отношение может основываться на множестве факторов, что делает все еще более запутанным. Давайте разберем все по порядку.
Обрамление и негативное пространство
Хотя для композиции и нужно минимум два элемента, вы не избежите ее создания, нарисовав всего один элемент. В таком случае все равно останется отношение между этим элементом и рамкой. И не думайте, что «рамка» — это только рамки для картин. Рамка — это край работы. Даже если вам это не интересно, край листа (или кадра, если вы фотографируете работу) создаст эту рамку.
Итак, рамка — это граница между тем, что является частью рисунка, а что нет. Она становится частью композиции, как только вы нарисуете что-то внутри нее. Это как мини-вселенная вашей работы. Когда вы показываете свои творения, зритель видит рамку целиком, вне зависимости от того, где на самом деле находится ваш рисунок.
1 - рисунок; 2 - не рисунок.
Итак, мы подошли к вопросу негативного пространства. На рисунке мы видим не только то, что нарисовано, но и то, чего нет. Пространство между рисунком и рамкой — это не просто «пустота». Мы видим его, даже если не осознаем. И даже если игнорируем эту часть, она все равно добавляет смысл рисунку и влияет на его восприятие.
Позитивное пространство vs. негативное пространство — когда вы создаете одно, второе возникает автоматически.
Примеры
Вот здесь рисунок по сравнению с остальным пространством выглядит крошечным. Наблюдатель увидит множество пространства и персонажа. На самом деле, на этом рисунке главной звездой является пространство! Если вы так и задумали, то это нормально — такая композиция показывает незначительность персонажа, что может быть весьма полезно. Но если вы планировали, что персонаж будет в центре внимания, то это ошибка.
А вот тут обратная ситуация. Персонаж занимает почти все пространство и в итоге сам становится пространством. Здесь персонаж и есть работа, а его детали становятся частью общего контекста.
Здесь персонаж выглядит так, словно он пытается сбежать с работы. Наблюдатель видит большой кусок пустоты, а персонаж как будто не очень-то интересуется своим выступлением. Хорошо это или плохо? Повторюсь, все зависит от ваших намерений.
Упражнение
Как можно сделать эти композиции более интересными? Подсказка: ни в одном случае нет единственного правильного ответа.
Контраст
Композицию можно объяснить, показав сравнение между элементами. Контраст - это степень различия между ними, и если у вас есть два предмета, а они выглядят как близнецы, то вам, вероятно, стоит задуматься о контрасте. Он действительно важен, ведь благодаря сравнению мы замечаем, что там вообще что-то есть. Сравнивайте белое пространство с темными линиями, как будто ищете любимую пару носков в стиральной машинке!
Контраст делает вещи интересными, как новый фотоаппарат в руках неопытного фотографа. Он притягивает наше внимание, словно гвоздь в ногу, заставляя нас рассматривать их по отдельности. В изображениях ниже содержится одинаковое количество элементов, но в том, что справа, контраст выше. Какая композиция кажется вам более интересной? О, конечно, тот, где ваши глаза не слепнут!
Высокий контраст позволяет вам быстрее отыскать элемент, что внезапно повышает ваш интерес. Низкий контраст показывает то же самое медленнее, как старый фотоаппарат с пленкой — с бОльшим усилием, что выливается в более спокойную реакцию. Подумаем: кому нужна спокойная реакция, когда можно все раскачать?
Когда вы смотрите на картинку, вы сравниваете различные её признаки, чтобы зрительно сгруппировать их для ускорения реакции. Чем выше контраст, тем проще группировать, и тем приятнее это ощущается. Существует множество характеристик, при помощи которых можно оценить контраст:
- Размер (большой и маленький — например, ваш дядя на пикнике и его шашлыки)
- Форма (резкая и размытая, вытянутая и круглая — как ваши выходные после фотосессии)
- Затенение (темный и яркий — как ваша жизнь после потери фотокамеры)
- Оттенок (красный и зеленый, синий и оранжевый — цвет вашей одежды, когда забыли про пятна от соуса)
- Материалы (блестящий и матовый — как ваш новый объектив и старая камера)
- Тема (большой и страшный волк и младенец, застывшая жизнь и движение — выберите свою роль в этом фото-спектакле)
Мы можем использовать все эти характеристики для создания контраста в нашей композиции. Однако есть один нюанс. Чтобы контраст имел эффективность, необходим баланс. Слишком много объектов сливаются в один — выходит хаос. Слишком мало объектов тоже сливаются в один — порядок. Так что, чтобы избежать становления жертвой вечного «Кто не знает, тот не фотограф!» вам необходимо отыскать баланс между хаосом и порядком.
1 - хаос; 2 - баланс; 3 - порядок — звучит как краткое руководство по выбору фотокниги, верно?
Контраст силен еще и потому, что имеет важную роль в эволюции — он позволяет нам разглядеть голову льва в поле высокой травы или, например, красный фрукт среди зеленых листьев. Именно контраст привлекает наше внимание к тому, что важно. Так вы и должны использовать его в своей композиции: чтобы привлекать внимание к тому, что важно, как ваша старая камера, которая вечно ломается.
Конечно, это значит, что вам придется решить, что на рисунке важно, а что просто фон. После этого остается только наделить эти элементы противоположными характеристиками. Не обязательно использовать их все или делать их все противоположными. Все это вопрос стилистического выбора: в реализме преувеличение - это не есть хорошо, но вот мультяшные стили его обожают, как вы обожаете кофе без сахара.
Стилю тиби присущ контраст между маленьким телом и огромной головой — благодаря такому решению персонажи похожи на милых малышей, которые только что пытались сфотографироваться в плохом свете.
Примеры
Каждый из этих объектов был бы скучен, помести мы его отдельно. Вместе они создают отношение, и это то, что мы видим — не два объекта, а ощущение масштаба, как ваш масштабный кризис, когда понимаете, что не все фото идеально.
А вот тут ощущение масштаба уже теряется. Слишком большое количество контраста превращается в хаос, создавая беспорядочный узор, а не картину. Это как ваша комната, когда вы забыли про порядок — только вместо носков там фотоснимки!
Но хаос может стать прекрасным фоном для важного элемента, который мы хотим показать! Если он будет достаточно отличаться от хаоса, мы увидим его в первую очередь, делая фон маловажным. Вот так и выживает ваш фотограф в мире случайных снимков!
Упражнение
Какие из этих композиций интересные, а какие нет? Почему? Пора поразмыслить над этим, как вы размышляете, зачем же у вас столько фото на телефоне!
Ритм
Мы часто говорим, что композиция — это расположение элементов относительно друг друга. Но бывает ли расположение правильным и неправильным? Не совсем. В жизни все субъективно, как ваша попытка объяснить друзьям, почему вы не можете снять хорошую фотографию, пока не выпьете. Однако есть один момент: иногда определенное расположение элементов приобретает для нас значение, как например, когда ваш фотоаппарат падает на землю.
Ритм — это зрительное сокращение, которое совершает наш мозг. Если несколько элементов следуют ритму, нам не нужно смотреть на них по одному — ряд стоящих досок превращается в забор, а «облако» из листьев — в крону дерева. Это как в музыке: вы не можете просто хлопнуть в ладоши один раз и ожидать, что все начнут танцевать, правда? Но мы также воспринимаем и более тонкие подсказки, отделяя естественные объекты («как должно быть») от неестественных («будто бы кто-то их сделал»), как у вас на вечеринке, когда вдруг все начали делать странные вещи.
Ритм создает иной тип контраста. На этой картинке маленький цветок привлекает наше внимание не только потому, что он мал по сравнению с другими, побольше, но и потому, что он прерывает ритм. Из «ряда цветов» это превращается в «маленький цветок между большими», как будто кто-то решил сделать перепутку в вашей фотосессии.
Но дело тут не только в контрасте. Ритм заставляет нас увидеть что-то, что на деле не рисовали. Если камни лежат в ряд, это значит, что кто-то их так положил. «Облако» листьев на дереве означает, что все они относятся к тому же растению, как вы относитесь к своей коллекции ненужных фото. Если элементы движутся в одном направлении, это означает, что это происходит благодаря одной и той же силе (будь то ветер или страх — вы сами знаете, о чем я).
Это добавляет информацию рисунку, и эта информация не должна быть случайной, так как она влияет на композицию. Просто взгляните: простой рисунок на тему «плывущие рыбки» можно превратить в «идущий против течения» всего лишь нарушив ритм. Прямо как вы, когда находитесь на утренней пробежке в полнолуние.
Ритм (или его нарушение) не должен быть случайным. Он имеет определенный смысл — так не позволяйте этому смыслу рушить ваши идеи, как ваше «я» после вечеринки с фотографами.
Примеры
Нарушенный ритм, например, дыры в заборе, обязательно привлечет наше внимание. Что тут произошло? Может быть, это было стадо бешеных коров? Или просто пьяный тракторист? Нарушив ритм, можно создать целую историю — как в вашем отчете о неудачной фотосессии.
В этой композиции главное — порядок. Присутствует контраст, что делает её интересной, но мы видим тут и ещё кое-что: она на 100% сделана человеком и контролируется им. Все стремится к хаосу, но тут кто-то останавливает эту тенденцию, как вы, когда видите, что ваши друзья собираются испортить кадр.
Здесь мы видим аналогичную ситуацию — деревья, посаженные человеком. Эта композиция проста, однако есть какая-то неуловимая красота в предсказуемом ритме, как ваша предсказуемая реакция, когда кто-то спрашивает вас о секрете успеха в фотографии.
Упражнение
Что рассказывают эти композиции? Возможно, у вас родилась целая эпопея, и вам пора ее записать, как все самые смешные истории с ваших фотосессий!
Центр внимания
Ваш рисунок — это не просто случайный набор линий. Они должны что-то означать, как ваша попытка объяснить, почему ваше лицо не в фокусе на фотографии. Даже самое невероятное сообщение можно испортить, если неверно его прочесть — например, задом наперед, когда вместо "Улыбнитесь" получается "Эй, прячьтесь!"
Композиция может привести наблюдателя к тому, что мы хотим ему показать, и именно тем путем, который мы считаем наиболее эффективным для того, чтобы правильно понять сообщение. Если вы будете это игнорировать, у наблюдателя может появиться совершенно неправильное первое впечатление, и он махнет на работу рукой, так и не поняв ее истинного смысла — как иногда делают с вашими снимками.
Когда мы смотрим на рисунок, мы в первую очередь ищем что-то, за что можно зацепиться взглядом. Порядок, в котором мы рассматриваем объекты, важен, так как даже если это занимает какие-то доли секунды, в природе миллисекунда может стать вопросом жизни и смерти. Сначала нам обязательно нужно увидеть самые важные элементы, а не сосредотачиваться на том, как собака вашего соседа выглядит, когда она спит.
В процессе планирования композиции вам необходимо решить, какие элементы будут самыми важными. Затем вы сможете воспользоваться контрастом, чтобы их выделить, и ритмом, чтобы заставить наблюдателя рассматривать их в определенном порядке. Это как выставка фотографий, где вы заранее решили, что ваша улыбка — главный экспонат, а все остальное — лишь фон.
Примеры
Давайте вернемся к предыдущему примеру. Все линии ведут нас в центр. Вы смотрите туда даже прежде, чем заметите дорогу или деревья. Не важно, что вы поместите в центр — это заметят в первую очередь. Даже если это будет случайная бутылка с водой, оставленная вами на полу во время фотосессии!
Тут все чуть более тонко, так как линии ритма находятся внутри тела животного. Ваши глаза скользят по ним, ни на чем не останавливаясь. Это добавляет ощущение движения, как будто животное пытается сбежать от ваших попыток сфотографировать его.
Здесь из-за контраста вы в первую очередь заметите эту большую фигуру, а затем, в поисках недостающей информации, вы посмотрите туда, куда смотрит фигура. Это как в жизни: мы сначала обращаем внимание на то, что шумит, а потом пытаемся понять, что же происходит, прежде чем просто повернуть и уйти.
Упражнение
Взглянув на эти примеры, что вы заметите в первую очередь? Как двигаются ваши глаза? Почему? Может, они ищут, куда бы сбежать от излишне серьезного контента?
Как создать интересную композицию
Теперь вы знаете, что такое композиция и как найти в ней недостатки. Но это будет бесполезно, если вы завершите рисунок и только потом заметите, что оставили слишком много негативного пространства, или из-за ритма ваш пейзаж выглядит так, будто его рисовал медведь с айпадом. Поэтому вам стоит подумать о композиции, прежде чем провести самую первую линию — или хотя бы прежде, чем запустить Photoshop.
Но как это сделать, если вы даже не уверены, что рисуете? Планирование делает все слишком жестким и скучным, как старая резиновая игрушка, а спонтанность вовсе нельзя спланировать. Давайте посмотрим, как решить эту проблему — без чрезмерного стресса и с минимальным количеством слез.
Миниатюры
Вам не нужно видеть полноразмерную работу, чтобы сделать выводы о ее композиции. Обратите внимание, что я не уделяла особое внимание деталям в теоретической части. Это потому, что они не играют никакой роли в композиции. Их видят в последнюю очередь, спустя какое-то время после того, как разбираются с тем, что же нарисовано на картине. Например, когда вы уже успели налить себе стакан кофе и вспомнили, что забыли проверить свет на съемке.
Вот поэтому вам не обязательно заканчивать рисунок, чтобы оценить его воздействие. Вам просто нужно создать рамку, контраст, ритм и центры. А это вы можете сделать достаточно быстро — так вы увидите, как элементы сочетаются вместе, как глупые шутки на утреннем радио!
Мы называем этот метод миниатюрами. Миниатюра — это маленькая версия рисунка, которую мы видим, прежде чем откроем оригинал. Вы не можете разглядеть детали на миниатюре, однако вы видите, что на рисунке главное — а главное, как правило, это вы сами.
Миниатюра дает вам представление об изображении, ничего по факту не говоря — как рекламный слоган, который не несет никакого смысла, но запоминается.
Чтобы создать миниатюры, для начала нарисуйте несколько рамок, которые будут уменьшенной версией интересующего вас формата (например, небольшие прямоугольники с пропорциями вашего листа). Затем набросайте рисунок в общих чертах. Простые фигуры, простые силуэты, простое затенение — это все, что вам нужно увидеть, чтобы понять, выглядит ли композиция так, как вы хотели. Также вы можете свободно экспериментировать, не тратя времени впустую — вы не на экзамене по рисованию, где каждая секунда на счету.
Миниатюрные наброски не должны быть аккуратными, не тратьте слишком много времени на каждый, просто набросайте основную идею, а потом уже оцените их все. Как говорят, лучше сделать быстро и плохо, чем медленно и ужасно!
«Призрак Композиции»
Сложно сохранять верные пропорции и расстояния на большом формате. Чтобы убедиться, что композиция получается такой, как вы задумали, для начала нарисуйте только основные элементы. И да, это не значит, что вы можете использовать кляксы и названия "современное искусство".
А делается это так: посмотрите на лист бумаги и решите, где будет внешний край рисунка, и легонько его набросайте. Затем набросайте края элементов внутри, все также очень легко. У вас должен получиться «призрачный» рисунок — настолько легкий, что почти невидим, но этого должно быть достаточно, чтобы понять, правильная ли выходит композиция. Это как составлять идеальный список покупок, не забывая о том, что вам нужно.
Эти линии не должны иметь никакого отношения к анатомии — это должны быть общие пятна, которые вы увидите в первую очередь, когда рисунок будет готов. Это как тренировка перед тем, как отправиться на рыбалку: нужно знать, где ловить, а не за что хвататься!
Правило третей
Возможно, вы уже о нем слышали, но я просто не могу пропустить это правило в уроке про композицию. Есть много правил, которые можно привести в этом уроке, но я считаю, что правило третей — самое простое и универсальное. Оно как пицца: всегда работает!
Чтобы воспользоваться этим правилом, разделите (мысленно или физически) ваш рисунок на три равные части по горизонтали и такие же три равные части по вертикали. Согласно правилу третей, точки пересечения этих линий являются естественными местами фокусировки наших глаз. Размещайте самые важные элементы в этих точках — те элементы, которые должны быть замечены первыми. Как ваш любимый кот, когда он внезапно решает стать звездой Instagram.
На самом деле, будет даже лучше, если элементы будут расположены близко к этим точкам, а не совсем на них. Немного непредсказуемости сделает рисунок более интересным. Как в жизни: не всегда нужно следовать шаблонам, иногда стоит просто пойти налево вместо привычного вправо.
Также это правило говорит нам о композициях, которые стоит избегать. Например, мы используем «правило половин» на интуитивном уровне, но такие композиции в лучшем случае просто неинтересные, а в худшем — очень запутывают. Как смешивать перцы и лимон в одном блюде — получается, в общем, не очень.
Можно легко улучшить подобную композицию, всего лишь слегка подвинув ее центр вбок/вверх/вниз. Это как бы чуть-чуть подправить свои стрижку — всегда выглядит лучше!
Правило третей зачастую умело используется при создании книжных обложек. Потому что, как известно, нельзя судить о книге по обложке, но все равно это делает большинство людей.
Распределение веса среди композиционных элементов
На композицию влияет множество факторов. Как справиться со всеми этими факторами? Вы можете воспользоваться воображаемыми весами, чтобы их взвесить — как на диете, только в мире искусства.
Существует три основных типа веса в композиции: негативное пространство, позитивное пространство и центры внимания. Позитивное пространство — это и есть рисунок. Негативное пространство — это область, его окружающая (и это не обязательно пустое пространство — это может быть просто небо, или, скажем, диван, на котором вы давно не сидели). Центры внимания — это части, к которым вы хотите привлечь внимание наблюдателя, а не к тому, что вы обычно выбрасываете в холодильник после вечеринки.
Вес каждого элемента зависит от его размера и цвета. Например, большие темные объекты, такие как ваша любимая шляпа или летающий ворон, придают композиции больше веса. А чем больше объектов с одинаковым весом, тем легче нам будет создать баланс.
Вы можете использовать три типа веса, чтобы сбалансировать вашу композицию. Если у вас есть большой элемент, добавьте что-то меньшее, чтобы создать противовес, и наоборот. Это как когда вы не знаете, какое из двух взвесить: пицца или последний кусок торта — это зависит от вашего настроения!
По сути, вы всегда можете сбалансировать негативное и позитивное пространство. Даже если ваш рисунок будет вызывать чувство легкости или тяжести, важно, чтобы его элементы гармонировали между собой — так же, как гармонируют с вашим настроением. Если у вас грустное настроение, даже если у вас весело нарисованное солнце, ваш рисунок может все равно казаться мрачным. Как ваше лицо, когда вы слушаете трек, который был на кассете, когда вы ездили на первом свидании!
Использование зеркала
Даже если вы стали мастером композиции, после долгих часов работы над рисунком ваши глаза могут начать замыливаться. Вы начинаете видеть его как «что-то, что я уже когда-то видел», и вы не чувствуете его так, как кто-то, кто смотрит на него впервые. Это как когда вы много раз слушали одну и ту же песню — в какой-то момент она начинает казаться слишком знакомой, и вы начинаете мечтать о чем-то новом, например, о классическом роке с нотками 80-х!
Чтобы получить свежий взгляд, вам стоит время от времени менять перспективу, заставляя свой мозг немного покружиться. Если вы рисуете на планшете, проще всего отразить изображение по горизонтали. На холсте или бумаге можно просто повернуть его, а если у вас есть зеркало — используйте его! Делайте это часто, и у вас всегда будет свежий взгляд, как будто вы находитесь на модном показе, где все меняется за секунду.
Перевернутое изображение превращается в новую композицию, с которой вашему мозгу предстоит разобраться. Это как получить новый взгляд на старую шутку — иногда она оказывается еще более смешной!
Обрезание рисунка
Если после завершения работы над рисунком вы все еще чувствуете, что что-то не так, есть еще один трюк, который может спасти ситуацию. Изменив рамку — ее размер или пропорции — вы можете переместить точки фокусировки и значительно улучшить композицию. Это как выбирать наряд для важного мероприятия: иногда нужно просто подрезать немного по краям!
Если вы работаете на планшете, можете воспользоваться инструментом для обрезки. В традиционном рисовании вы можете взять канцелярский нож, сфотографировать свою работу и обрезать ее так, как вам нужно, или воспользоваться рамкой, чтобы добавить немного негативного пространства, закрывая те части, которые хотите убрать. Убедитесь, что ваши резы не выглядят как старая пицца, оставшаяся на столе — лучше быть аккуратным!
Одно и то же изображение может иметь разные значения в зависимости от того, как оно обрезано. Это как выбор десерта: один и тот же торт может выглядеть по-разному, в зависимости от того, сколько вы отрезали!
Расширение интуиции
Теория — это здорово, но, в конце концов, все эти знания должны стать частью вашей интуиции — чем-то, чем вы можете пользоваться, не задумываясь. Чтобы улучшить свою интуицию, добавьте еще один шаг в оценку рисунков. Попробуйте понять, почему все выглядит так хорошо: отыщите композиционные элементы и постарайтесь угадать, как принимал решения художник. Это похоже на то, как пытаться разгадать шутку — вам может понадобиться немного времени, чтобы понять ее суть!
Интуицию можно улучшить, просто наблюдая за хорошими работами. Так вы будете сравнивать свои композиции с теми, что вы уже видели, даже не осознавая этого. Но лучше всего комбинировать интуицию со знаниями — это как смешивать разные вкусы в коктейле, чтобы получить что-то уникальное!
Заключение
После объяснения всех этих правил мне следует добавить самое важное: в искусстве правил нет. Мы любим определенные изображения и композиции, и иногда не знаем, почему. Художники пытаются создать некоторые эмпирические правила, которые будут полезны в большинстве случаев, но в конце концов вы можете создать фантастическую работу, нарушив все эти правила — просто как настоящая рок-звезда!
Правила композиции помогут вам понять, что не так с вашим рисунком, но они не являются точным рецептом для создания идеального произведения. Экспериментируйте, будьте наблюдательны и творите сердцем. Не бойтесь совершать ошибки — на них тоже можно учиться, как на пробах и ошибках в кулинарии!