Начнём с закона физики. Освещённость предмета падает обратно пропорционально квадрату расстояния до источника света. Почти все мы помним это из школьной программы. Но, часто-ли осознанно применяем на практике?
Вот две картинки. Первая из коллекции Ged Rudrauf, автор второй - Raymond Han. Обе с боковым светом. Почему я взял живопись, а не фотографии - станет ясно в дальнейшем. На первой - источник света достаточно близко и хорошо заметно падение освещённости на предметах и на фоне. На второй - свет очень ровный (предметы, фон, передний план), но тени хорошо выражены. Значит источник достаточно компактный и находится далеко. Из этих примеров видно как изменяется свето-тональный рисунок при разном расстоянии объекта от источника света. Хотя, авторы как живописцы изрядно «подправили» действительность. Воспользовавшись корректировкой Уровней восстановим более реалистичный световой рисунок.
Здесь лучше видно (по свету на столе и на правом кувшине) на сколько автор второй картинки изменил действительность в угоду собственному замыслу. Не поймите, что я кого-то осуждаю. Вовсе наоборот. Я с глубоким уважением отношусь к результату их работы и готов был-бы повесить эти картины в своей квартире.
А вот два примера фотовидения объектов с близким источником света.
Вы легко догадались, что один из них - исходник моей картинки. Для наглядности привожу схему света.
Простая матовая лампочка лежит на столе в обрезе кадра. Судя по расстоянию, вторая чашка освещена в 4 раза меньше первой, а горшок - в 10 раз. Для ровного освещения фон поставлен под углом. Если отставить его дальше - свет будет ровнее, но получится темнее. Ставить отдельный свет на фон не имело смысла, т.к. и этот хорошо обтравится. (Исходная идея была сделать «в лучах заката»).
Почти всё получилось. За исключением пересвета на первой чашке (она в действительности карминово красная) и недосвета на физалисе. И то и другое было исправлено, а горшок, как и задумывалось, - провалился в тень.
А сейчас несколько слов на бесконечную тему: «Чем отличается фотография от живописи?». Художник рисует красками, а мы - матрицей ( что значительно лучше чем плёнкой). Любая, даже белая краска имеет цвет и фактуру. Посмотрите на первый пример. Матрица в светах обязательно теряет цвет и деталировку. И если детали как-то можно вытянуть, то восстановить цвет - никогда. Мне пришлось умно закрасить чашку. Можно снять HDR или поставить градационный фильтр, но это будет совсем другая картинка со своими неизбежными недостатками. А я хотел так, но с красным бликом и чтобы не закат, а иллюзия заката. И получилось. Очень уважаемый мною автор Николай Семёнов https://photocentra.ru/author.php?id_aut... очень точно назвал «Вечер на рейде» (Ему хорошо, он в Ростове у него рейд, корабли, а у меня лёд на Москва реке.)
Так, о чём это я написал? О построении композиции с жёстким светом.
С уважением к дочитавшим.