Для начала внимательно посмотрим работы Jean-Pierre Bedarrides. Пастельные рисунки на тонированной бумаге.
Свет передне-верхний достаточно контрастный (чёткая тень на переднем плане). Фокус именно в этой тени. Она на вертикальной поверхности в то время как остальные тени на горизонтали. Автор даже условно не обозначает эту грань. Такой фокус создаёт иллюзию глубины композиции.
Посмотрим на его масляную картину.
Здесь всё на месте. И свет тот же самый. Тоесть, видит он как на масле, но рисует только объект и частично тени.
Можно так сделать сняв постановку на краю стола и просто обтравить весь фон. Снять легко, сделать хорошо выделение (и на тенях) - сложно. Я пошёл другим путём. Решил снять на бестеневом сером фоне. Естественно, жёсткий свет здесь не прокатит. Взял кусок серых обоев. Цвет подходящий, но есть фактура (критично только для переднего плана - придётся размазать). Свет от потолочного светильника.
Ещё одна проблема - мягкая тень на вертикали. Пришлось подсвечивать жёстче. Вариантов много. Взял любимый Tolifo Mactor MT60s. С софитом даёт сдвоенные тени. Без насадки - очень жёстко. Поставил оптическую насадку Starison OT1 и радиальное каше дающее пятно нужной жёсткости. Можно и фонариком, но цветовая температура скорее всего не совпадёт. (Можно и прорисовать. Не очень сложно.)
Фотоаппарат на штативе. Фокусировка ручная. Диафрагма постоянная. Взял экспонометр. Первый снимок с экспозицией по фону. Второй - с экспозицией по вертикали.
Сложил два снимка. Результат меня удовлетворил.
Размазал «передняк». Легко выделил серое и залил почти таким-же серым, но уже очень ровненько.
Мне захотелось подчеркнуть край стола. Поэтому, перед окончательным выравниванием серого ставлю репер. Видимость его можно отключать и включать при необходимости. По реперу делаю прямоугольное выделение верхней части.
Высветляю фрагменты стола. Инвертирую выделение и чуть-чуть затемняю край на вертикали. Естественно, пользуюсь масками. Чтобы не смягчать край выделения, выделяю кромку в финале и размазываю. Вот, собственно, и всё. На такой картинке легко поменять цвет серого. Что я и сделал. И ещё топазом удалил лишнюю деталировку. Можно впечатать фактуру пастельной бумаги (но это нужно делать с учётом реального размера отпечатка). Можно пройтись кисточками в Painter, вставить подпись и т.д и т.п.
С уважением.