Проходя через огромные двойные бронзовые врата высотой 7 м, сохранившиеся с античности, мы выходим в прямоугольный вестибюль, который примыкает к ротонде с севера и переходит в просторный портик шириной 30 м и глубиной 14 м. Портик покоится на 16 монолитных гранитных колоннах коринфского ордера с беломраморными капителями (по фасаду их 8, высота колонн 14 м, диаметр 1,5 м); колонны поддерживают мраморный антаблемент и треугольный фронтон.
Под его бетонным сводом покоятся Рафаэль, Виктор-Эммануил II и Умбер-то I, первый и второй короли Объединенной Италии, королева Маргарита и архитектор Балдассар Перуцци. Так слово "пантеон" приобрело нарицательный смысл, породив многочисленные мавзолеи под этим именем и в других странах.
Если снаружи Пантеон поражает своими размерами, то внутри он скорее вызывает умиротворение. Монолитная стена, круглая по периметру, разбита многими нишами, которые когда-то украшали статуи величественных римских богов.
Само слово Пантеон греческое, оно означает буквально "храм всем богам", однако этот храм посвящен отнюдь не всем, а только семи небесным богам, для статуй которых сделано семь ниш внутри здания.
Могила Виктора Эммануила II, первого короля объединенной Италии.
Типологически Пантеон не принадлежит к традиционным прямоугольным греко-римским храмам. Пантеон рассчитан на восприятие не столько извне, сколько изнутри. Его форма, вероятно, восходит к центрическим италийским хижинам и святилищам.
Храм обладает прекрасной акустикой и достаточной вместительностью - в нем может находиться одновременно более 2 000 человек. И несмотря на все потери прошедших столетий, он остается зримым воплощением идеального мира, в котором жил император Адриан.
Ослепительный луч солнца, пробиваясь сквозь круглое отверстие купола, заливает светом внутреннее пространство Пантеона. Этот вечно распахнутый проем, без сомнения, символизирует небесное око, сквозь которое боги взирают на человечество.