Зачем фотографии профиль и что с ним делать?

Sanik_Александр
2018-03-21 17:38:00 +0100

Что нужно сделать, чтобы картинку все видели так же как вы на своём мониторе.

Всё, что я здесь расскажу - это моё понимание в свете моих познаний по работе с цветом, постараюсь рассказать простым доступным языком, без "залезания в дебри процессов", происходящих в недрах фотошопа, только те действия, которые я произвожу по работе с цветом от момента съёмки и... до момента сохранения готового и обработанного файла.

Да! И.. "Не стреляйте в пианиста - он играет как умеет". ;) Ну, начнём.

Цветокоррекция или достижение правильной цветопередачи одна из самых важных и сложных и в плане понимания и в плане передачи зрителю, задач в цифровой фотографии.

Я думаю, многим уже приходилось сталкиваться с тем, что одна и та же фотография бывает выглядит совершенно по разному на разных мониторах, или после загрузки в интернет вдруг она "пожухла и стала вялая", особенно "страдают тёплые цвета", красный, жёлтый, оранжевый, поэтому скинтон бывает превращается в "болезненные тона" а яркие краски заката или рассвета блекнут, теряется контраст. Иногда, если "перестараться" с насыщенностью, то это может быть и на пользу, да, бывает, но редко...  про печать не будем - это отдельная тема.

Причина всех этих казусов в том, что различные электронные устройства монитор, принтер, сканер, цифровая камера обладают различными возможностями воспроизведения и передачи цвета. Даже мониторы (знаю случаи про дорогущие моники одинаковой марки в одной солидной фирме) по разному воспроизводят один и тот же цвет, я думаю, все видели в магазинах продающих мониторы, телевизоры - одну и ту же картинку все показывают, а цветовая тональность... на любой вкус. :)

Именно для решения проблем с цветопередачей и была разработана система управления цветом (Color Management Sistem, или CMS). Она представляет из себя набор программных решений для достижения и улучшения ВОСПРИЯТИЯ цвета, воспроизводимого электронными устройствами, именно "восприятия" человеком, потому что реальные природные цветА невозможно воспроизвести, поэтому и говорят о нашем восприятии цвета. Восприятие цвета на мой взгляд, сродни музыкальному слуху. У кого-то он идеальный, у кого-то, как говорят "медведь на ухо наступил", так вот если не настроить гитару, то на ней невозможно сыграть красивую мелодию, не просто так в оркестре все инструменты настраивают, чтобы определённая нота звучала в унисон у всего оркестра.

Аналогично и с цветом, чтобы мою картинку в интернете зрители всего земного шара видели одинаково, ну... хотя-бы без явных отклонений, то нам надо всем "настроить наш оркестр". :) На самом деле, я думаю "наш оркестр" очень плохо настроен, но будем надеяться, что не всё потеряно и вдруг люди подстроят свои "инструменты" под общий "мировой оркестр".

В 90-е годы прошлого века, специалисты в области цветопередачи в цифровой области "озадачились" и пришли к выводу, что наступило время определиться с CMS, т.е. решили и приняли (ну, как дважды два = четыре) что в интернете все картинки будут иметь профиь цв. пространства sRGB и настроили под него "свой инструментарий", а мы, чтобы "настроить свой музыкальный инструмент" и чтобы он красиво звучал в мировом оркестре, просто обязаны принять этот профиль и научится им управлять правильно.

Для того чтобы картинка не изменялась без наших "приказов", необходимо настроить наше оборудование, вернее привести к единому цветовому пространству.

Начнём с тех кто не принимает RAW-формат и снимает только в JPEG, посмотрите в настройках камеры какое цветовое пространство у вас выбрано, если sRGB, то теоретически проблем не должно быть, но посмотрите какое цветовое пространство поддерживает ваш фоторедактор, надо то-же чтобы было sRGB.

Если у вас в камере установлено Adobe RGB, то получается как на снимках. Фото без обработки.

Для того, чтобы лучше видеть разницу изменения цвета, правой кнопкой мыши "щёлкнуть по фото" и выбрать открыть в новой вкладке. И потом просто их переключать.

Разницу, я думаю, увидели и что делать - поняли, как конвертировать профиль читайте ниже. ;)

Сделал ещё пару примеров, на них более наглядно "протухает цвет" без профиля sRGB.

А теперь для тех "кто не ищет простых путей".

Как у меня настроена моя техника.

Снимаю в Adobe RGB, Фотошоп, ACR, Лайтрум все в цветовом пространстве Adobe RGB.

... ну и всё! :)

Покажу скриншоты и я думаю там всё понятно... "делай как я". ;))

Для англо-язычной версии фотошоп.

Добавлю информацию, вот такой значок * в названии профиля внутри скобок, (RGB/8*) "говорит"  что это профиль sRGB в том случае если в Фотошоп рабочее цветовое пространство Adobe RGB, а если в ФШ рабочее цветовое пространство sRGB, то такой значок "скажет" нам, что в файле профиль Adobe RGB.

 Не запутал... :)) 

В принципе, про этот значок я написал просто для информации, если в ФШ в настройках цвета поставить галки по профилям, то программа сама вас спросит или укажет на профиль и что с ним делать тоже спросит.

Как видно по цифрам на последних трёх скринах, при конвертации профиля, "машина" фотошопа пересчитывает цифры "мяХко изменяя" цвет, чуть обрезая цв. охват. Фото без обработки, специально такие цвета, чтобы была видна разница. 

По окончании всех работ с файлом, перевожу его в 8 бит, КОНВЕРТИРУЮ в цветовой профиль sRGB и сохраняю в JPEG формате, версию для Интернета - делаю ресайз (уменьшаю размер) и сохраняю в другую папку.

Да, и конечно ВАЖНА калибровка монитора, но... я прекрасно понимаю, что большинство на такие "мелочи не заморачивается", но хотя-бы что-то подстроить по "тесту Хакамада".

Ссылка на сайт:  https://alexey-shadrin.com/hakamada-test...

Скрин, конвертированный в sRGB, в оригинале он в цветовом пространстве LAB.

Вот, как-то так кратко. :) 

Друзья, кому что-то не понятно - спрашивайте, если я знаю ответ на Ваш вопрос - отвечу, если не знаю, будем вместе искать на него ответ. Да... и просто за комментарии буду признателен. :)

СуперСнимки
Наш телеграм-канал с лучшими фотографиями, статистикой, новостями и анонсами. Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!
Подписчиков: 1862
Перейти в канал
2049 просмотров 36 комментариев 18 оценок

КОММЕНТАРИИ 36 Чтобы писать комментарии, пожалуйста авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
Алексей Apt 2018-03-21 20:18:56 +0100
Надоело про uncalibrated писать, в свою веру обращать?
Теперь ссылку под нос: иди читай, с цифрами не поспоришь.
Lina 2018-03-21 20:31:29 +0100
@Алексей Apt, Именно так!)
Lina 2018-03-21 21:00:49 +0100
Мощную работу проделал Александр.) Многие, думаю, скажут спасибо.
alestate61 2018-03-21 21:17:57 +0100
уже сказал! я делал просто - камера в рав, пространство sRGB, и все редакотры и конвертаторы в sRGB, но вот наш Александр говорит - НЕ ПРАВИЛЬНО! Ибо Гений!) Будем пробовать !)
Olenka 2018-03-21 23:25:57 +0100
@alestate61, ой... случайно нажала "нравится"... хотя, может... )))
Sanik_Александр 2018-03-22 07:19:15 +0100
@alestate61, ... я тебе сказал:" Ты всё делаешь "неправильно - половинчато"... Надо или конкретно в RAW или ну его в зад и снимать в JPEG." И заметь "неправильно - половинчато" в кавычках!
И опять ты "половинчато" высказался, почему пропустил "Не уловил что-то я...битность тоже 8бит.у меня в ФШ"
Я у тебя спросил почему 8 бит?
Ты ответил:".8 бит потому, что устройств на 16 бит на канал крайне мало и они крайне дороги, а глазом не заметишь разницы один фиг) да и файлик джипеговский в итоге не будет столь тяжелым) ибо это никому не нужно в силу имеющийся техники для воспроизведения".
Я спросил: Ты для чего снимаешь в РАВ?
Ответ:"В рав снимаю для того, что бы можно было корректировать цвет ибо информация в джипеговская уже куцая и обработана так, как того "хотела" камера)"
На что я тебе ответил:"Так я и сказал тебе выше снимай в джипег. Самое ВАЖНОЕ в РАВ это 16 бит на канал, видимо ты не знаешь что это такое. 8 бит это 256 тонов цвета, а у CANON EOS 5D MarkII 14 бит, а это 16384 полутонов и оттенков. С чем легче и вольготнее работать, думаю сам догадаешься, не получив перекосов и постеризации, и Adobe RGB гораздо шире и при работе то же легче избежать постеризации и перекосов в цвете."
И в конце я тебе ответил:"Не так "важен" цветовой охват, важна последовательность его... 16 бит ГЛАВНОЕ в РАВ файле!!! Это глубина цвета, я про 16 бит"
Так что прости и делай так как тебе нравится.
Да, и я простой мужик и никакой не "гений", просто люблю учиться, и иногда пытаюсь делиться своими знаниями, а принимать или отвергать их - это ваше право. ;)
PS. Да, и помнишь я там сказал знать - мало, важно осознать. ;)
Lina 2018-03-22 08:17:20 +0100
@Sanik_Александр, Вот как раз то, о чем я хотела спросить... 8 или 16 бит. Что когда лучше и почему...
Ва-а-ще отличная статья!)
©лепой 2018-03-22 09:26:13 +0100
@Lina, Если после проявки в РАВЕ сохранить в ФШ 16 бит. (что я и делаю, типо ИНФЫ больше?) то НЕКОТОРЫЕ инструменты работают тока с 8 бит. Я столкнулся с этим Есси я ошибся, мя поправят
Sanik_Александр 2018-03-22 10:40:32 +0100
@©лепой, не инструменты, а "смешные фильтры" которые для "фундаментальной коррекции" ваЩе не нужны, тоКа для "баловства"... так баловаться можно и с JPEG-ом... но это почему-то с годами проходит... до следующего витка. Если ты хорошо знаешь и работаешь с масками и кривыми... этого достаточно чтобы "победить" фотошоп. ;)))
PS. Ты наверно хотел сказать после проявки в конверторе RAW-файла...
©лепой 2018-03-22 14:00:16 +0100
@Sanik_Александр, Ну да!
Lina 2018-05-24 10:03:50 +0100
@Atridas, Спасибо! Да, хорошая и тоже очень понятным языком написана.
Sanik_Александр 2018-05-29 10:59:53 +0100
@Atridas, ... нет, не согласен я с Карташовым. Не так просто по умолчанию мы работаем в ACR в цв. пространстве ProPhoto RGB, производители так решили. И если монитор откалиброван и правильно показывает цвет, то работая в ACR мы просто имеем более "широкую возможность управлять и издеваться" над оттенками и тонами цвета и... практически без потерь. А пример с пейзажем, я думаю, не корректный (в той статье)... говорит совсем о другом, такое-же можно получить и при использовании слайдеров контраст, насыщенность, чёткость... Важно! Работай в любом цветовом пространстве, но по окончанию работ приведи его (профиль) в то состояние в котором будешь использовать картинку в дальнейшем, для печати - одно, для интернета - соответственное, и делать это лучше в ручную, можно свой экшен написать, но не стоит "доверять автоматическим предложениям" ФШ. ;)
alestate61 2018-03-22 08:53:10 +0100
@Sanik_Александр, вот сам любишь шутки шутить, а сам реагируешь не так))) Исключительно в положительном смысле написал так без под...в) Мне , действительно, понравилась твоя статья и собираюсь попробовать твою методу, о чем и написал тебе!)
Sanik_Александр 2018-03-22 08:58:23 +0100
@alestate61, ... Алексей, как я думаю, с чуЙством юмора у меня "не всё потеряно", но... слышал про такое выражение... "плоская шутка" или не совсем уместная? ;)
alestate61 2018-03-22 09:11:21 +0100
@Sanik_Александр, вот же ж...( приношу тебе извинения публично, видит Бог, не хотел обидеть хорошего человека, вероятно в инете все иначе воспринимается, чем в реальных беседах...но публиковать личную переписку тоже не совсем корректно, имхо..
Sanik_Александр 2018-03-22 09:31:55 +0100
@alestate61, ... с чуЙством юмора, то-же как и у меня. :))
Ой! А там тайны "Мадридского двора"? Или мы осудили и обматюкали и CMS и фотошоп в целом... И я же тебе конкретно вчера сказал, что в "двух словах" не объяснить... Что такое RAW и с чем его едят - это большая тема, как и про профиля.
aller 2018-04-02 21:10:08 +0100
Александр, спасибо большое за такой доходчивый ликбез! Поправила настройки в камере RAW и в ФШ, это работает! Фотографии стали сочнее, ярче, спасибо Вам!
Sanik_Александр 2018-04-02 21:25:46 +0100
@aller, пожалуйста. :)
😀 2018-05-19 20:13:20 +0100
@Sanik_Александр, "Да, и конечно ВАЖНА калибровка монитора, но... я прекрасно понимаю, что большинство на такие "мелочи не заморачивается", но хотя-бы что-то подстроить по "тесту Хакамада"."
....,но есть ещё "мелочи" на которые никто не заморачивается...это браузер для просмотра фото!
Дело в том,что ,например,всеми любимый быстрый Гугл Хром сжимает фото больших размеров с потерей качества,ведь надо чем то жертвовать,чтобы быть быстрым,также имеются косяки с цветом...,если ранние версии поддерживали функцию (в настройках) "полное управление цветом",то в последих этого нет...
Самым честным браузером можно назвать Mazilla Firefox с включённой функцией полного управления цветом...
Sanik_Александр 2018-05-19 20:43:44 +0100
@Atridas, ... да и не только браузеры, но и не все фотосайты "работают с цветом"...
А людям... по большому счёту, большинству - это "всё до фонаря"... какой профиль, и зачем он... реки на пейзажах из берегов вытекают, строения "падают"... паразитные оттенки "затянули фотографии"... печально, но факт, а почему, да потому что производители цифровой техники "лишили" людей того, что надо учиться фотоделу... народ думает, что всё просто - нажал и... результат.
😀 2018-05-19 22:07:54 +0100
@Sanik_Александр,
согласен,от фотосайта правильная цветопередача очень даже зависит,кстати, надо отдать должное данному сайту: "Супер Снимки",и поограмисты,и создатели постарались,спасибо им!
людей сейчас сподвигают к фото с мобильного,так расписывают
встроенные камеры,всё просто нажал на кнопочку и фото готово😅
tab 2018-07-27 16:45:18 +0100
Запутал.
Sanik_Александр 2018-07-27 19:09:19 +0100
@tab, бывает.
Rigonda 2018-09-22 19:50:25 +0100
Спасибо большое!!!
Sanik_Александр 2018-09-23 16:54:43 +0100
@Rigonda, Пожалуйста! :)
Yaroslav Lukyanov 2018-09-27 16:59:30 +0100
Александр, погонял Хакамаду. В светах - всё идеально, в тенях (Позиция «3») на крайней правой черной колонке с большим трудом различима цифра «9». Правда, не учитывал вот эти вещи - при освещенности 500 lux (условия просмотра Р2; режим конверсии — perceptual - не шарю. Прогонял через все готовые режимы просмотра монитора и обнаружил, что эта "9" хорошо видна в режиме "Игра". ))) Как-то так. Тем не менее, спасибо за мнение и статью - есть, что подчерпнуть!
Sanik_Александр 2018-09-27 19:04:05 +0100
@Yaroslav Lukyanov, пожалуйста! Про режим конверсии... это в большей степени касаемо печати... А для того чтобы лучше было видно "цифры" скачайте PSD-файл и выполните все предписанные действия вот из этого комментария к статье https://artbat.livejournal.com/21647.html
И настраивайте монитор исходя из того что Вы видите и всё должно получиться, просто кратко такую информацию сразу чисто физически неполучается рассказать. :)
А режим "Игра" я думаю он предрасположен к высокому контрасту картинки. Надо настроить моник, для работы с фотографиями, в каком-то одном "усреднённом" режиме, чтобы обрабатывая файл впоследствии бОльшая часть зрителей видела что-то близкое к тому изображению, которое Вы видите на своём мониторе. ;)
Evgueni 2019-11-02 18:29:16 +0100
@Sanik_Александр, Здравствуйте Александр! С удовольствием прочел эту статью и потом покопался еще в инете, провел время полезно, спасибо большое!
P.S. Последние три снимка с группой людей у стены здания для меня выглядят идентично, впрочем Вы это упоминали, говоря об индивидуальности цветового восприятия.
А вот первые снимки с собачкой различаются - один ярче другого...
Sanik_Александр 2019-11-02 18:56:47 +0100
@Evgueni, доброго времени суток, Евгений! Пожалуйста, я рад, если хоть чем то моя статья Вам пригодилась. Да, эти три снимка не совсем удачны, там больше надо смотреть на цифры на палитре цветов... Более правильно, я думаю, постарался этот процесс описать в статье про назначение и конвертацию.
https://supersnimki.ru/ru/zhurnal/uroki-foto/321-kogda-naznachat-a-kogda-konvertirovat
И эта разница по цвету и контрастности, явно видна не на каждом снимке. Отличия есть, но иногда получается такое стечение цветов и оттенков, что она сильно бросается в глаза.
Evgueni 2019-11-02 20:43:39 +0100
@Sanik_Александр, Спасибо Александр, а то я уж было отчаялся в возможности усовершенствовать свое хобби.
Sanik_Александр 2019-11-02 20:48:49 +0100
@Evgueni, пока есть желание снимать и получать хороший конечный результат, то надо постараться получать знания. Это на первый взгляд, всё просто, но... не так всё просто. ;)
Evgueni 2019-11-02 20:49:41 +0100
За последнюю статью отдельное спасибо. Так получилось, что после первой статьи я описанным там вопросом заинтересовался и прочел кое что на сайте Adobe, в том числе
https://helpx.adobe.com/ca/photoshop-elements/using/setting-color-management.html,
https://community.adobe.com/t5/Photoshop/How-do-I-set-sRGB-as-my-default-color-space/td-p/7105339б
https://helpx.adobe.com/ca/photoshop/using/working-with-color-profiles.html
так что к усвоению этой Вашей последней работы я был уже подготовлен.
Благодарю за помощь!
Sanik_Александр 2019-11-02 20:55:56 +0100
@Evgueni, ну и прекрасно. Я рад за Вас. :)
Evgueni 2019-11-02 21:00:36 +0100
@Sanik_Александр, Спасибо! Замечательных Вам выходных!
geophysic66 2020-01-14 10:07:40 +0100
Остаётся не спеша, последовательно подгружать пока ещё понятую информацию...