Про RAW написано уже так много, и если набрать в поисковике, то столько информации откроется, что не перечитать… Я попробовал изложить информацию, как я думаю, простым доступным языком, как-бы перевод с «русского на русский». Я никоим образом не призываю тех, кто стойкий приверженец JPEG-а срочно переходить в «стан кулинаров и поваров RAW-a», любящих готовить «фотоблюдо» в спокойной, домашней обстановке, на хорошем мощном оборудовании с лучшими «приправами и специями» от лучших мировых производителей, которых мы можем сами выбрать на свой вкус. Но, а вдруг… кто-то попробует приготовить хорошее блюдо из громадного количества информации, которую собрала фотокамера в момент съёмки. И это будет замечательно.
Всё что я буду говорить ниже, естественно моё мнение, но основанное на полученных мною знаниях и большинство, проверенное на собственном опыте, а правильные они или нет, мои знания, я думаю, решать Вам.
Вот уже 10 лет, как я начал снимать в
Ну и начнём. Давайте про интерполяцию опустим, так как мы никоим образом не сможем изменить программного обеспечения камеры, которое создаёт цветное изображение, анализируя все три массива зарегистрированной цветовой информации, сопоставляя значения соседних ячеек, и по сложному алгоритму рассчитывает реальный итоговый цвет каждого пиксела. Как я думаю, данная информация о различных реализациях и разновидностях CCD-сенсорах, CMOS-сенсорах... нужна для общего развития и для эрудиции.
А вот настройки камеры, при УСЛОВИИ, что мы снимаем в формате RAW - НЕ ВАЖНЫ!!! И не нужны, потому что
RAW- файл бывает или 12 или 14 бит. Например, у CANON EOS 5D MarkII 14 бит, а это 16384 полутонов и оттенков на весь динамический диапазон камеры.
Цифровая матрица является линейным устройством, и поэтому уровень напряжения на фотоэлементах падает пропорционально падению освещения, а разница между двумя Ф-стопами равна уменьшению или увеличению светового потока вдвое, то есть половина всех доступных полутонов приходится на самую светлую первую (правую) ступень динамического диапазона, а это - 8192 Вторая - светлые полутона - 4096 Третья - средние полутона - 2048 Четвёртая - тёмные полутона- 1024 Пятая - самые тёмные - 512. Я надеюсь вы поняли, что при съёмке в JPEG те 8 бит, или вернее 256 градаций распределяются точно так же, как и 16384. Вот только уж очень их мало приходится на среднюю и особенно левую часть диапазона… и в данном формате, надо строго следить за гистограммой, любые касания её краёв и в тенях и в светах приводит к потере информации. С RAW-файлом имеется «запас прочности» и он существенно помогает проявить детали в этих «интимных» местах. Вот так распределяются 256 градаций: Первая ступень -128 Вторая ступень – 64 Третья ступень – 32 Четвёртая - 16 Пятая ступень - 8 И страхуясь в момент съёмки, отодвигая гистограмму подальше от правого края, как бы сохраняя света, мы теряем значительную часть полутонов. |
А при проявке я совершено безболезненно для снимка сдвигаю гистограмму влево, по всем необходимым для этого ступеням, вплоть до самых тёмных - всё влево и вся "королевская рать" полутонов и оттенков у меня цела и невредима, а что из этого следует, а следует то, что чем больше полутонов тем мяХче и пластичнее фотография. И именно богатство полутонов и пластичность (мяХкость переходов между полутонами) являются теми качествами за которые мы, порой даже неосознанно, ценим хорошую фотографию. Я точно за это и за объём.
А вот когда кадр тёмный, при проявке приходиться гистограмму двигать вправо, распределяя полутона по всему ДД, и как следствие из темноты на свет божий вылезают шумы и артефакты, происходит потеря цвета. И чем меньше полутонов, тем контрастней становится снимок, а контраст и контрастность они, как и друзья, так и злейшие враги фотографии... грань очень тонкА. Контраст – это разница между белой и чёрной точками, а контрастность это разница уже между полутонами, поэтому и рекомендуют делать S образную кривую, чтобы как-то смягчить полутона.
И пока я не сделаю, то что мне необходимо сделать с файлом вплоть до окончательного наведения резкости... я всё выполняю только в 16-ти битах. ВАЖНО!!! Пока RAW-файл находится в конвертере он имеет 16-бит и обрабатывается в самом «широко охватном» цветовом пространстве ProFhoto RGB. Воспроизводящих устройств с таким цветовым профилем – нет, но при обработке в конвертере избыточная информация, при наших «тело движениях» важна. Когда мы двигаем слайдеры в конвертере, мы как-бы перераспределяем информацию, при этом происходит замена, соединение, отсечение, близко находящихся тонов и оттенков. А из-за громадного количества информации картинка защищена от появления всевозможных артефактов. Согласитесь, иметь 16384$ не хуже, чем 256$... ;))
И в конвертере, динамический диапазон RAW-файла шире, как это происходит внутри данной программы – не знаю, но знаю, что с точкой чёрного и белого надо разобраться именно в конвертере, привести файл к полно контрастному, и памятуя ещё плёночную эпоху, действуем так-же «проявляем мяХко – печатаем жёстко». Под проявкой – конвертер, под печатью – подразумеваем доработку, полировку в фотошоп. Ещё один ВАЖНЫЙ нюанс, в ACR и
При конвертации (переходе) из конвертера в
При конвертации RAW-файла в фотошоп у меня установлено 16-бит и цв. пространство Adobe RGB. Многие могут спросить, а зачем 16-бит, можно и 8-бит и сразу перейти в sRGB и файл леХче, места меньше занимает на диске и потом с профилем не заморачиваться… не спорю, можно и так поступить не каждой «картинке» требуются 16-бит и можно избежать постеризации и «рвани» цвета и при 8-битах. Компьютеры в настоящее время, довольно мощные и скоростные и диски жёсткие на них стоят ёмкие, так что лучше и проще подстраховаться ведь, например, в автомобиле запасное колесо мы то же возим зря… бывает годами оно не требуется. Да, и как я уже говорил, при работе с цветом и профилями важна последовательность, если вы работаете в ФШ с цв. пространством AdobeRGB то и настройки ФШ по работе с цветом тоже должны быть Adobe RGB.
Соответственно если хотите 8 бит и sRGB, то и настройки из конвертера должны быть и в самом ФШ соответствующие.
При проявке пейзажа, я "подбираю" необходимую для создания настроения в работе, ту тональность, которая мне нравится, да я не буду спорить - она отличается от реальной картинки, но... ровно на столько чтобы и я, и хотелось-бы очень, чтобы и зритель поверили или как говорят - почувствовали то, что хотел показать автор и это наверное и самое трудное и самое ценное, если хоть какую-то часть эмоций удаётся передать зрителю.
Снимая в RAW, мы можем не обращать внимания на баланс белого и на настройки камеры (пейзаж, портрет, облачно), эти настройки нужны только для того, чтобы на экране фотоаппарата и компьютера, показать превью. А превью мы всегда видим в
Я сделал несколько примеров, снял RAW+JPEG. Первые скриншоты, постарался снять с подходящей для JPEG-файла экспозицией.
Я думаю, пояснять здесь ничего не надо всё видно и доступно для сравнения.
Следующие скриншоты про борьбу с "Пересветом".
Следующий, не менее важный момент "борьба с тьмой"
И... пример с цветом.
Координаты ячеек и фильтров матрицы постоянны, процессору фотоаппарата об этом известно, до момента пока мы не нажали кнопку все ячейки перекрыты одинаково, и каждый раз, снимая разные картинки, бывает разное количество света и... бла-бла-бла... нафиг нам эта теория, всё равно для практического применения она не нужна, а всё это я натрындел только для того чтобы сказать, что все цвета каждого пиксела имеют свой цифровой код, в зависимости от количества полученного отражённого света...
И этими цифрами в RAW-файле можно и нужно управлять самим, а не доверять это ВАЖНОЕ дело малюсенькому процессору фотокамеры, который всё обрежет и усреднит, лишнее «выбросит»... и оставит только 256 полутонов и оттенков из 16 тысяч зафиксированных в момент съёмки. И RAW-файл всегда остаётся неизменным, к нему добавляется, как я уже говорил, «сопроводительная записка» ваших с ним действий и изменений, произведённых в конвертере, и вы всегда можете эту «записку переписать» под собственное настроение. ;)
Но важно помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, а для того чтобы управлять процессом проявки нужны знания, понимание того что ты делаешь. Как говорят, если ты знаешь, понимаешь, управляешь кривыми и масками в фотошоп, ты знаешь на 90% данную программу, а большинство фильтров и инструментов в нём именно работают на основе этих «устройств». Я думаю, надо пробовать и всё у вас получится, поверьте хуже ваши фотографии точно не станут, свой пирожок, испечённый из приготовленного собственноручно и теста и начинки, на порядок вкуснее покупного в «кулинарии».
Я так думаю. ;)
Друзья, кому что-то не понятно - спрашивайте, если я знаю ответ на Ваш вопрос - отвечу, если не знаю, будем вместе искать на него ответ. Да... и просто за комментарии буду признателен. :)
А ваще конечно молодец! Всё по полочкам и доступной мовой)!!!
Мне бы кто такой пост лет 10 назад написал - может и не развелся я )))))
А если есть коза, а не дай Бог корова, это уже Кулак. Продналог и Продразвёрстка на их головы, с конфискацией майна!
Андрей Журавлёв, Антон Мартынов, Алексей Шадрин, Саша Чалдрян и многие другие... но, правда - это всё стоит денег. И я не против платить деньги именно за нюансы, мелочи... они главные в достижении целей. У них очень много бесплатных семинаров. Сейчас они организовали очень удобную систему, можешь просто покупать уроки по интересующей теме, можно сказать за символическую оплату... https://liveclasses.ru/
Но суть не в этом, людям просто надо понять, что JPG это то, как видят мир инженеры производителя камеры, именно они закладывают алгоритмы обработки исходного фото. А RAW дает тебе возможность показать то, что видел лично ты и более широкие возможности по обработке исходного файла.
С одной важной оговоркой...ты должен знать и понимать как это делать, а для этого нужно приложить довольно много усилий ). Далеко не все хотят это делать...
И три фильма от Онищенко, очень помогут в понимании процесса, для людей интересующихся...
Впрочем вот здесь более подробно: https://pavel-kosenko.livejournal.com/187823.html
... А также если вы не очень хорошо разбираетесь в вопросах управления цветом. С этим рабочим пространством вы будете испытывать минимум трудностей в работе. Хотя работать будете не с самыми широким цветовым охватом, тем не менее он передает большинство цветов, встречающихся в природе и обычной жизни." ©
И я советую и рекомендую то же самое, чтобы человек не запутался в профилях и в разнице (конвертировать или назначить). Проще, чтобы не заплутать, работать в одном цветовом пространстве изначально. А когда поймёшь в чём разница... то не так сложно и "восстановить утерянный профиль".
И цв. пространство Adobe RGB я указал, в чём я работаю... И это не худший вариант.
Я так думаю. ;)
Александр,чуть внимательней:
"Пример. Рабочее пространство в Фотошопе задано sRGB. Открываем файл с прикрепленным профилем Adobe RGB. Рабочее пространство для данного файла будет задано Adobe RGB, в котором и будет вестись вся дальнейшая работа."
впрочем,если разобрались с цветовыми пространствами и знаете что делаете,то проблем у вас не возникнет.
А то, что Вы описываете... разница будет, в присвоенных названиях к файлу, об этих названиях я указывал в той статье про профиля. И... всё-же, я думаю, вариант рабочего пространства Adobe RGB, в котором работаю я, лучше... да и П. Косенко этого не отрицает. И если вы "приказали" ФШ работать в sRGB, то он и работает в этом цветовом охвате, при этом поддерживая и показывая нам правильный цвет картинки и с профилем Adobe RGB, и с другими профилями, а вот при работе - ФШ использует рабочий цветовой охват, т.е. sRGB, другого не может быть, я так думаю. А вот в том случае если, даже монитор не воспроизводит цвета в Adobe RGB, но ФШ фактически работает в нём в Adobe RGB и при манипуляции с цветом ФШ использует весь охват этого цветового пространства, который установлен в качестве рабочего. Да, естественно, при конвертации в sRGB ФШ обрежет Адобовский охват, но избавит нас от артефактов и постеризации если-бы мы работали изначально в sRGB. Я думаю, эти нюансы очень незначительны, но бывает они и портят картинку... правда не каждый это увидит, особенно на превьюшках для Интернета. Как правило вся эта "бяка вылезает" при печати и особенно больших размеров.
Но... и Ваш вариант рабочего пространства имеет полное право "на жизнь"... обратное доказать сложно, да и смысла нет... :)
Впрочем поэкспериментируйте сами: поставьте в настройках sRGB и откройте ваш Adobe RGB,указав "использовать встроенный профиль в качестве рабочего...",и получите,т.е. откроется в фотошоп тот же 16 битный Adobe RGB,об этом проинформирует табличка в нижнем левом углу фотошопа,вот и всё,редактируйте фото в своём любимом пространстве Adobe RGB....
Виталий, так к чему тогда весь этот разговор, если Вы тоже работаете в Адобе..?
Шадрина, как преподавателя очень уважаю, много его уроков и мастер классов и видел и участвовал... Косенко - слышал, что есть такой мастер, Карташов - с ним по многим вопросам в корне не согласен, но... это моё мнение и я его никому не навязываю.
А ФШ, если-бы всё было не так просто в нём с рабочим пространством, то зачем разработчикам в "Настройке цвета" рабочего пространства указывать для выбора все профиля?! Можно было-бы просто указать... типа "Цветовой охват ФШ"... и программа-бы сама работала с тем профилем какой находится в картинке... или-бы он спросил, что с ним сделать.
Да, и по жизни... когда грузишь картинку в ФШ с разными профилями, то он и открывает её с встроенным профилем, а вот когда в картинке нет профиля, то он спрашивает, что с ним делать и здесь делаю так...
Да и пересветы в ACR также можно видеть, если включить опцию контроля Пересветов и провалов в темном.